Зарема Трасинова – первый книжный график в крымскотатарском изобразительном искусстве, лауреат более восьмидесяти республиканских, международных и всесоюзных конкурсов книжной графики. Ее творчество создает атмосферу любви и нежности. Окунаясь в мир ее одухотворенных, мистически притягательных и всегда загадочных образов, невольно забываешь о реальном времени.
Работы Заремы-ханум отображают любовь и уважение к истории и традициям своего народа, своей Родины, в них отображается частица ее души. «Я всегда чувствовала себя дочерью Крыма, где бы ни жила, паспорт какой бы страны ни носила. Нашей земле нужны и поэты, и граждане – настоящие, живущие бедами и радостями своей родины, способные вернуть ей ее память и былую красоту» – говорила художница.
В экспозиции Художественного музея Бахчисарайского музея-заповедника представлена работа З. Трасиновой «Подражание Корану», переданная в дар в 1997 году. Работа была выполнена на заказ для иллюстрации поэмы А. С. Пушкина «Подражание Корану», написанной в 1824 году. Поэт подробно изучал Священную книгу во время Михайловской ссылки. «В пещере тайной в день гоненья читал я сладостный Коран» – воспоминания Александра Сергеевича. Сюжеты «сладостного Корана» отобразились в творчестве поэта и обогатили русскую поэзию восточными мотивами:

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром в знойный день
На небо засылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету, и да падет с очей туман.

Картина «Подражание Корану» наполнена светом и гармонией. Графические образы на светло-бежевом фоне создают ощущение золотисто-коричневого мерцания. Свободное следование карандаша за мыслью автора, цельность восприятия жизни, умение создать в рисунке яркий запоминающийся сюжет характерны для графики З. Трасиновой.
В каждой работе художник находит оригинальное решение, тему и образный ход в зависимости от характера работы. Спокойная композиция, взор переходит от персонажа к персонажу, лишь условно отделенными друг от друга изображениями, которые образуют единое духовное пространство, увлекающее зрителя.

Дженнет Османова,
специалист по экспозиционной и выставочной деятельности.