Пещерный монастырь с красивым и необычным названием Шулдан (что означает «Отдающий эхо») расположен в 1,5 км к северо-востоку от восточной окраины с. Терновка (бывший Шули) Севастопольского горсовета, в обрывах горы Шулдан, нависающей над Шульской долиной.
Тропа к монастырю ведет по юго-западному склону горы, через огромный естественный грот, в восточной части заваленный обломками скал.
Монастырь состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Войти в монастырь можно с востока через широкий дверной проем. Дверь, судя по вырубкам в скале, надежно запиралась на деревянный брус. За дверным проемом высеченная в скале лестница ведет наверх, к комплексу больших естественных пещер.
В южной части одной из пещер имеется пролом в стене и выход на узкую террасу с тропой, ведущей вдоль края обрыва. Тропа приводит к высеченному в скале комплексу так называемого Большого храма с площадкой и коридором, который заканчивается лестничным спуском к огромному естественному гроту. Нижняя часть лестницы обрушена. Комплекс Большого храма состоит из самого храма и примыкающих к нему помещений: с юга – крещальни, с севера – часовни, с запада – коридора с лестницей.
По мнению М. Я. Чорефа, епископская епархия могла быть перенесена в Шулдан после гибели Эски-Кермена в 1299 году. В период княжества Феодоро, вероятнее всего не ранее начала XV в., монастырь перестроили, храм расширили, появился новый баптистерий.
Существует две версии возникновения монастыря: по одной он был основан в VIII- IX вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии, где правили в то время императоры-иконоборцы; согласно другой – крымские пещерные монастыри создаются не ранее XI-XII вв., а на Мангупе и в его округе в период существования княжества Феодоро (XIV-XV вв.).
Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием.
Сравнительно небольшое количество келий и хозяйственных помещений при наличии двух храмов и крещальни свидетельствуют о том, что монастырь постоянно посещали жители окрестных селений, особенно во время больших богослужений.
Вероятнее всего, с конца XV в., после захвата Крыма турками, комплекс практически не функционировал, а его помещения жители соседней деревни использовали для хозяйственных целей. Со временем Шулдан пришел в запустение, разрушился грот, под каменными завалами были погребены многие пещеры и лестницы, которые вели к храмам.
Татьяна Волошинова, специалист по учету
и использованию памятников ГБУ РК БИКАМЗ