Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
Секреты древнего города. Печать Сулеймана или Звезда Давида? — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Секреты древнего города. Печать Сулеймана или Звезда Давида?

Почти каждый турист, посетивший Малую мечеть Ханского дворца, с удивлением спешит задать вопрос: «А что в мусульманской мечети делает Звезда Давида?»
Шестиконечная звезда или гексаграмма – один из наиболее древних знаков, который встречается в различных культурах еще с бронзового века. Выполняя декоративные функции, звезда (два треугольника, наложенных друг на друга в противоположном направлении) встречается в резьбе по камню, дереву, в оформлении рукописей и пр. В индийской философии шестилепестковый цветок – это сакральная Свадхистана-чакра, в средневековой Европе – это весьма популярный магический символ, который изображался в книгах по оккультизму и магии. Шестиконечная звезда у славян называлась «Звездой Велеса» и изображалась на различных культовых и бытовых предметах.
Синяя гексаграмма сегодня отождествляется чаще всего с иудеями. По легенде, форма щитов армии царя Давида была в форме гексаграммы. Голубая Звезда Давида стала центральным символом на государственном флаге Израиля.
Но и в исламском мире шестиконечная звезда – один из самых ранних символов: это Печать Сулеймана, легендарного древнего правителя, который носил перстень, позволявший ему понимать язык зверей и птиц и управлять джиннами. Она также помещалась на полотнище флагов: к примеру, на флаге одной из древнетюркских анатолийских династий – Караманов, подчинивших себе в XIV в. Центральную и Южную Анатолию.
Вообще цифра 6, изображение шестилепесткового цветка либо шестиконечной звезды имеют особый смысл и множество трактовок в суфизме. Выполняя функцию мощного оберега против злых сил, такая звезда встречается во всех видах исламского искусства. В архитектуре Ханского дворца, в предметах этнографии крымских татар мы встречаем множество таких примеров. Гексаграмма здесь – в резьбе по камню на надгробиях ханского кладбища, в сложном геометрическом орнаменте деревянных наборных потолков, в оформлении рукописных книг и Коранов, в бронзовой и медной посуде, в ювелирных украшениях и вышивке. Но более всего привлекают внимание оконные витражи Малой дворцовой мечети (расположен над михрабом) и Большой дворцовой мечети (находится снаружи, со стороны Ханского кладбища).

Сафие Абдураманова, научный сотрудник
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Каменное надгробие
Фрагмент потолка Ханской столовой
Фрагмент поясной пряжки. Латунь, гранат, диопсид. 19 в.

Прокрутить вверх