Продолжая тему ювелирного искусства крымских татар, остановимся на украшениях крымской знати, не сохранившихся до сегодняшнего дня. Если во второй половине XIX в. среди изделий крымскотатарских ювелиров можно было наблюдать полный спектр украшений, характерный для более раннего периода, к концу XIX – началу ХХ вв. из употребления выходят ювелирные изделия, в частности некоторые виды праздничных (торжественных) головных украшений – соргуч, стефан.

В начале XVII в. в судебных книгах упоминается головное украшение соргуч – султан, головной убор с драгоценными камнями и стефан – корона, головной убор с драгоценными камнями. Предположительно, мода на подобные украшения была занесена в Крым из Османской империи и пользовалась популярностью среди богатых представительниц знати.

Соргуч – вид головного украшения на длиной толстой игле, которым украшали женскую прическу или крепили к головному убору. О том, как выглядели подобные украшения, мы можем судить по фотографии, сохранившейся в фондах ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник».

Подпись на фотографии: «Алтын хорос (Золотой петушок). Знак матери Хана. Распорядительницы Гарема». Головное украшение в виде петушка, выполнено в технике ажурной филиграни, зерни, дополнено вставками из драгоценных (?) камней. В исламе считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммедом на первом небе рая, кричавшей: «Здесь не Бог, но Аллах». Изображение петуха у крымских татар обычно связывалось с пожеланиями изобилия, утренней зарей, появлением солнца и света.

Обладательницей второго украшения соргуч была ханская дочь или первая жена.

Подпись на фотографии: «Алтын чечек (золотой цветок). Ювелирное украшение ханской дочери или первой жены». Трехлучевая шпилька-игла напоминает корону, два боковых луча украшают бутоны тюльпанов, в центре многослойный цветок, состоящий из шариков, цепочек, подвесок, лепестков и пр. На Востоке тюльпан символизировал идеальную любовь, украшал герб и являлся символом Османской империи. Согласно персидской легенде тюльпан появился из капель крови, пролитой влюбленными, с тех пор он стал считаться символом совершенной любви.

В Книге Поступлений музея-заповедника говорится еще об одном редком виде головного украшения – стефан.

У. Боданинский так описывал этот предмет: «Стпан (особенности диалектического произношения) – украшение, заменяющее головной убор женщины». Подобные головные украшения были известны еще в Древней Греции, они богато украшались драгоценными камнями и по форме напоминали венец. Сведения о бытовании стефана в Крыму даны в судебных книгах и датированы XVII в. В фондах Бахчисарайского дворца-музея сохранившийся стефан выполнен из красного бархата, богато украшен жемчугом, пятнадцатью серебряными поясками, на которых вставки из цветных камней (?).

Как отмечалось ранее, ювелирные изделия соргуч и стефан представляют группу украшений, популярных среди представителей ханской семьи и крымской знати. С распадом Крымского ханства и массовых эмиграций крымского мурзачества в Крыму церемониальные украшения стали большой редкостью. В основном ювелирная палитра XIX в. представлена простыми и более дешевыми изделиями.

Ленара Чубукчиевна, старший научный сотрудник
Музея истории и культуры крымских татар.