Жук-златка

Украшать одежду вышивкой люди начали в незапамятные времена. Для этих целей люди использовали зубы животных, ракушки, деревянные бусины, камушки, семена растений, чешую и кожу рыбы, раковины каури и другие материалы.   В индийской вышивке «шиша», например, кусочками слюды имитировали драгоценные камни. Позже слюду стали заменять более долговечными стеклом и зеркалом.
Наиболее декоративным и удивительным, на наш взгляд, природным материалом для вышивки являются надкрылья жука-златки, которые издревле применяли в вышивке индийские и афганские женщины, заменявшие дорогие и недоступные металлические пайетки на самый доступный и бесплатный материал: надкрылья собирали после естественной смерти жука. В Европе мода на индийскую вышивку началась в викторианскую эпоху, надкрылья жуков прекрасно имитировали изумруды на дорогих женских платьях и аксессуарах. Наряды, созданные в этой технике в середине XIX в., сегодня хранятся и экспонируются в лучших музеях мира. «Ювелирный жук» украшает не только наряды и бижутерию модниц, но и архитектурные сооружения. Бельгийский художник, дизайнер и драматург Ян Фабр в 2002 г. покрыл потолок Королевского дворца в Брюсселе надкрыльями полутора миллионов жуков, создав поистине завораживающее зрелище! Этот проект «Рай наслаждений» в Зеркальном зале дворца был выполнен за три месяца.

Платье, Мадрасс, 1880 г.

Подобные работы Фабра – а это кровать, глобус и даже гроб! – экспонируются в музеях мира. В коллекции Бахчисарайского дворца-музея  также хранится и экспонируется аксессуар, украшенный вышивкой надкрыльями жука-златки и павлиньим пером. Это веер из имущества ханского дворца, вероятно, некогда принадлежавший представительницам династии Гераев, а значит, мода в Крым с Ближнего востока проникала намного раньше, чем в Европу.

В 1925 г. в музей поступил еще один такой же веер, возвратившийся с международной выставки в Париже. Но, судя по записям в учетных книгах, в 1944 г., после депортации крымских татар, он был направлен в этнографический склад, где его постигла печальная судьба: он исчез.
Единственный сохранившийся веер несколько лет назад умелыми руками музейных реставраторов был восстановлен и ныне экспонируется на выставке «Традиционная одежда крымских татар» в залах Ханского дворца.

Сафие Абдураманова,
научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Современная индийская вышивка

Брюссель, Королевский дворец

Фрагмент платья, выполненного мадрасскими девушками в 1880 г.