Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья". В течение двух месяцев посещайте уникальные памятники средневековья всей семьёй!
Секреты древнего города. О цеховом празднике на страницах «Терджимана». — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Секреты древнего города. О цеховом празднике на страницах «Терджимана».

122 года назад весенним майским днем все жители Бахчисарая стали участниками и гостями проводимого один раз в 25 лет знаменательного события для всех мастеров – цехового праздника решетников и кожевников. Это событие не мог обойти стороной Исмаил Гаспринский: 26 мая 1894 года в газете «Терджиман» была опубликована статья «Из нашей жизни», в которой редактор описывал события двух праздничных недель и анализировал некоторые интересные детали.

Праздник Реван проводился по древнему обычаю раз в двадцать пять лет, в Бахчисарае, играл важную роль в жизни молодых ремесленников – кандидатов в мастера. Цеховое устройство в Крыму имело древнейшие корни, основывалось на нормах Корана и цеховых законах – селефнаме («правила предков»), о которых писал известный исследователь цехов крымских татар В. А. Гордлевский. Ученики калфа шли в подчинение мастеру уста, обучались мастерству, полностью подчиняясь воле мастера. Как отмечал В. А. Гордлевский,

«Напутствуя ученика, хозяин говорил ему: «Алла ишин колай гетирсин, топрак тутсан, алтын олсун, Алла ишин он гетирсин!» («Пусть Аллах облегчит твою работу; если бы ты взял землю, — да будет она золотом, да подаст Аллах удачу тебе в деле!»). Срок обучения мальчика равнялся 1001 дню; если бы ученику дано было звание калфа раньше, все же он обязательно должен был пробыть у хозяина 1001 день («бин бир гюню дол-дурмак»)».

В статье И. Гаспринский писал, что цеховой праздник устраивается на средства ремесленников, которые собирают взносы много лет, достигая к 25-летию необходимой суммы. Недостающую сумму выручали с аукционной продажи почетных цеховых знаков – раскрашенных палок, обладатели которых впоследствии пользовались большим уважением. Сам праздник проводился строго в соответствии с древними традициями и правилами. Руководил праздником глава всех существующих цехов накъиб. Праздник начинался с общей молитвы за основателей цехов, за покойных мастеров и общее благополучие. Затем происходил обряд записывания достойных учеников в мастера – их через плечо обвязывали платком. Далее устраивались танцы для молодежи и борьба с призами за силу и ловкость.

Следующий день праздника начинался чтением цеховых правил торговли, производства. Обязательным атрибутом праздника были молодежные гулянья. На третий день происходило торжественное посвящение мальчиков в будущие ученики. Исмаил Гаспринский отмечает, что на этот обряд приносили даже младенцев. Всех присутствующих угощали обедом из 3-4 национальных блюд, причем обязательно среди них был плов. Два предыдущих дня угощали кофе.

В статье имеются интересные сведения о количестве присутствующих: на празднике решетников присутствовало 4 тысячи человек, а на празднике кожевников – более 5 тысяч. Причем на этот праздник были приглашены гости из среды русской интеллигенции во главе с ее превосходительством Е. Ф. Лазаревой. Специально для них были устроены палатки, национальный обед и шампанское – в знак уважения к традициям и обычаям гостей. Исмаил Гаспринский по этому поводу пишет:

«При обсуждении меню обеда для русских гостей, мне пришлось случайно присутствовать. Кто-то предложил в числе напитков купить также шампанское. Я заметил, удобно ли это будет на цеховом празднике. Старшины цеха решили вопрос о запретном напитке утвердительно на том основании, что гостей следует угощать тем, что им приятно. <…> Все присутствующие выносят из этих праздников убеждение в сильной живучести цехового устройства и преданности татар заветам предков, причем тысячная толпа угощается, танцует и веселится без тени какого-либо безобразия, не имея в своей среде ни единого пьяного, ни единого буяна. Все, как строго дисциплинированное войско, садятся, встают и расступаются по мановению руки любого старшины и старого мастера».

Гордлевский отмечает, что раньше праздники проходили за городом, у рек, устраивались массовые гулянья и угощения, торжественные шествия, борьба и скачки.

В какое бы время не проводился праздник, неизменными были слова напутствия мастеру – «Любите и берегите всех учеников больше, чем родных детей, ибо за них бы более ответственны перед Аллахом и людьми: они не ваши, они доверены вам» и ученикам – «Любите и слушайте ваших учителей и мастеров более, чем родителей, ибо если первые обеспечили первые годы вашей жизни, мастера и хозяева, научая вас ремеслу, обеспечивают все продолжение вашей жизни посредством самостоятельного и прочего заработка».

Об обряде Ревана писал Е. Булатов:

«Несмотря ни на какое искусство ремесленника, если он не принял обряд Ревана, то подвергается большим ограничениям: он может закупать для своих работ только те товары, которые не нужны ремесленникам, торжественно принятым в цех, изделия свои не может продавать обыкновенным порядком, разве в другой город, ему не позволяется нанимать учеников помесячно или погодно, а только на каждую работу… Он не смеет вступить в совещание мастеров или даже сидеть между ними. И если, несмотря на запрещение держит учеников, то всякий мастер волен отнять их у него, когда захочет».

Последний раз такой праздник проходил в Крыму в 1914 г.

Сафие Абдураманова, н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Прокрутить вверх