Сельское хозяйство в Крыму с начала 19 в. развивалось по пути специализации. С 1883 г. свою деятельность в России начал Крестьянский поземельный банк, имевший филиал и в Симферополе. Банк предоставлял процентные ссуды крестьянам для покупки или аренды земельных угодий, о чем неоднократно сообщалось на страницах газеты «Терджиман»:
«Общество татар одной из деревень Симферопольского уезда, покупая 776 десятин земли у адмирала Барановскаго, хлопочат о ссуде из банка. Отмечаем с удовольствием, что управление отделения с полной готовностью дает просителям все необходимые указания и разъяснения, чтобы они могли обходиться без всяких посредников и адвокатов, коих банк принимает далеко неохотно» (1884 г.).
Вопросами садоводства в Крыму занимался Симферопольский отдел Российского общества садоводства, основанный в 1883 г. Достижения крымских садоводов демонстрировались на сельскохозяйственных выставках Крыма. Значительные доходы крымчанам приносили фруктовые сады и виноградники в долинах Качи, Альмы и Бельбека, урожай которых зачастую выкупался заблаговременно и оптом московскими купцами. Особенно пользовались спросом знаменитые крымские яблоки, которые с 1898 г. экспортировались даже в Гамбург. В садах «Джеваир», «Малый Джеваир» и «Сарай- Бахча» (д. Актачи) крупного землевладельца Н. Ревелиоти помимо яблок выращивали крупный кизил. Одной из статей дохода крымчан был сбор грецкого ореха и лесного фундука, который массово произрастал в районе Карасу базара. В урожайные годы собирали по 40-50 тысяч пудов.
Передовой отраслью сельского хозяйства в Крыму в конце 19 в. было табаководство. Самым качественным являлся южнобережный табак, который продавался дороже, чем байдарский, бахчисарайский, феодосийский и коккозский.
Разведением льна в Крыму занимались преимущественно южнобережные крымские татары: обилие солнца и влажный воздух благоприятствовали разведению данной культуры. П. С. Паллас отмечал:
«…Татары, населяющие южные склоны гор…занимаются разведением табака и льна – культурами, до того совершенно неизвестными степным татарам…».
Также автор писал и о шелководстве:
«Некоторые из жителей от разведенных червей собирают уже шелк в довольном количестве».
Однако разведение тутового шелкопряда не получило большого развития, т.к. это очень длительный процесс, требующий больших затрат на выращивание червя, обработку и размотку кокона, на изготовление нити. Шелковые нити всегда были дорогостоящими, поэтому иметь одежду из чистого шелка могли не все. Зачастую шелковую пряжу лишь добавляли в уток для придания мягкости и шелковистости нижней одежде либо декоративным праздничным полотенцам. В домашних условиях шелководством крымские татары продолжали заниматься. В связи с актуальностью данного вопроса в № 23 газеты «Терджиман – Переводчик» за 25 июня 1884 года издатель поместил статью «Окрашивание шелка», текст которой мы приводим в качестве иллюстрации.
Разведение хлопка также было весьма перспективным делом, о чем в обширной статье «О хлопке» писал Исмаил Гаспринский, призывая мусульманское население Крыма разводить хлопок, так как это считалось весьма доходным делом.
Процессы многих отраслей сельского хозяйства Крыма были запечатлены исследователями начала 20 в. на фотоснимках, обширной коллекцией которых обладает Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник.
Сафие Абдураманова, научный сотрудник МИККТ