«Война – это травматическая эпидемия»

Н.И. Пирогов

В фондах Бахчисарайского музея-заповедника хранится более 3000 музейных предметов, которые раскрывают тему Восточной (Крымской) войны 1853-1854 гг. Самой многочисленной является группа хранения «Археология». Эти экспонаты были обнаружены в результате археологических раскопок на поле Альминского сражения в с. Вилино. Находки дают представление о форме, амуниции, вооружении не только армии Российской империи, но и армий противников – Французской, Английской, Османской империй.

В археологической коллекции отдельную группу занимают предметы и детали вооружения – это отстреленные и неотстреленные пули Минье, Тамизье, Нейслера.

Ведущую роль в совершенствовании оружия сыграли специалисты французской Венсенской стрелковой школы – капитан полка орлеанских егерей Клод-Этьен Минье и капитан, профессор Тамизье. После изучения формы пуль и нарезов они предложили проделывать в ружьях так называемые «прогрессивные нарезы», чья крутизна увеличивалась к дульной части, что положительным образом сказывалось на стабилизации пули на траектории.

Пуля Минье.

В 1848 году Минье создал коническую пулю с углублением на донце, куда вставляли железный стаканчик. При выстреле пороховые газы с силой вдавливали его в свинцовый корпус пули, расширяя и вгоняя ее в нарезы. Также на пуле были проделаны три желобка, чтобы сместить ее центр тяжести и улучшить баллистику.

Первое боевое применение пули Минье получили во время Крымской войны. Русские войска, вооруженные гладкоствольными ружьями, могли вести эффективную стрельбу на дистанции 300 шагов. Англо-французские войска, имея нарезные ружья, благодаря применению пули Минье, могли вести эффективный огонь на дистанции вчетверо большей.  В нарезы уходила часть порохового нагара, что позволяло сделать большее количество выстрелов без чистки ружья.

Продолговатая пуля давала большую меткость. Долетев до цели, она эффективно превращала энергию взрыва в энергию удара. Полагалось, что пуля Минье могла убить десять солдат, стоящих друг за другом. В реальности пуля часто убивала солдата, пробивала тело насквозь и ранила или убивала стоящего сзади.

Таким образом, плотные построения в бою стали слишком уязвимы для вражеского огня. Во время Балаклавского и Инкерманского сражений русские войска начали вырабатывать новую тактику: залегать под огнем, активнее использовать земляные укрытия, действовать цепью. А поражавшие англо-французских солдат лихие русские штыковые атаки явились следствием слабости огня русских ружей.

Пуля Нейсслера.

Пуля для гладкоствольного оружия  полукруглой сферической формы. Изобретена начальником Венсенской стрелковой школы, полковником Нейсслером в 1856 г.

В Альминском и Инкерманском сражениях русские войска понесли большие потери вследствие превосходства неприятельского вооружения. Главнокомандующий Меньшиков приказал увеличить дальность стрельбы из гладкоствольного оружия. По инициативе капитана 2-го ранга Будищева и капитан-лейтенанта Руднева были проведены пробные стрельбы из гладкоствольных ружей с пулей Минье и пулями Нейсслера. Последние были изъяты из патронных сумок пленных французских солдат. В результате по точности стрельбы на дистанции свыше 200 метров стабилизировавшаяся в полете пуля Нейсслера превзошла пулю Минье.

Пуля Нейслера входила в ствол с меньшим зазором по каналу ружья; при выстреле пороховые газы расширяли ее, прижимая к стенкам ствола, что препятствовало прорыву газов вокруг пули. Она давала более кучный бой и летела головной частью вперед.

Крымскую войну называют «первой технологической войной» – она имела большое значение в военном искусстве.

Эффективное поражение противника на дальних дистанциях стало главным в ведении боя. Нарезное оружие, поражающий элемент которых – пуля, повлияло на ход Крымской войны и предопределило судьбу тысяч солдат.

Пуля Тамизье. 

Пули Тамизье были приняты к стержневому штуцеру Тувенена и применялись французской армией против русских войск, оборонявших в 1854-1855 гг. Севастополь. Этот тип пуль был компрессионный, они были сплошными: донышко не имело выемки. Создатель пули профессор Венсенской стрелковой школы во Франции капитан Тамизье сделал у нее при массе 47,5 г остроконечную головную часть. На задней части пули он расположил сначала один, затем несколько желобков. Наличие желобков на цилиндрической поверхности увеличивало нагрузку на заднюю часть снаряда, что заставляло совпадать ось пули с направлением ее движения. Она обретала устойчивый полет.

Пули Тамизье наносили очень тяжелые раны, попадая в мышечные ткани, они теряли устойчивость и начинали кувыркаться, дробя кости.

Хирург Н. И. Пирогов говорил:

«что я видал на Кавказе раздробление костей вдребезги черкесскими пулями, но до осады Севастополя я не видывал раздроблений пулями на таких значительных расстояниях; раненые уверяли, что они находились за полверсты от неприятеля».

Необходимость в быстрой  и эффективной стрельбе, особенно в решительные минуты боя, привела к эволюции различных смертоносных устройств, которые по сей день совершенствуются.

В настоящее время фонды Бахчисарайского музея-заповедника активно пополняются данной группой предметов. Этому способствуют не только плановые раскопки, но и передача вещей в дар жителями и гостями города.

Кузнецова Ольга, младший научный сотрудник
сектора Военно-исторический мемориал “Поле Альминского сражения”