90 лет назад, в апреле 1925 г. в Париже начала работу Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Многие страны мира представили на ней свои произведения, и именно данная выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs) в декоративном искусстве первой половины XX века.
Безусловно, данная выставка стала богатой на открытия и имена. Также примечательно и то, что именно здесь экспонент «Россия» сменил вывеску на «СССР», а советский павильон стал одним из самых популярных и объёмных – оправдывая своё тогдашнее географическое положение, он занял 1/6 часть выставочного пространства. Позже его назовут «шедевром в области современного проектирования».
В залах павильона были развёрнуты экспозиции Госторга и Госиздата, а также народов СССР. Последняя была представлена, в том числе, юртами туркменских ковроделов и чумами народов Севера.
Экспонатами стали и произведения крымских мастеров. Более 400 предметов были заранее тщательно и скрупулёзно изучены и отобраны крымскими специалистами для путешествия в Париж. Огромный вклад в этот процесс внёс тогдашний директор Бахчисарайского музея У. Боданинский. По всему Крыму были собраны изделия ткачих, вышивальщиц, кружевниц, столяров, ювелиров и др. Неудивительно, что блестящим результатом проделанной работы стала бронзовая награда, полученная крымско-татарскими кружевницами.
По завершении работы Парижской выставки, в октябре 1925 г., решением Главвыставкома часть предметов поступила в фонды Бахчисарайского музея, где хранится и сегодня. Среди них – платки, полотенца, салфетки, детали одежды, утварь, мебель и пр.
Глядя на эти предметы сегодня, спустя 90 лет, без преувеличения отметим, что их участие в выставке, безусловно, способствовало пробуждению интереса европейцев не только к искусству народов СССР, но и к его промышленности.
Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.