В газете «Красный Крым» за 1937 года помещена небольшая статья:

«Недавно жена бросила мне упрек: «Когда я была молода и вышивала, ты мне не создавал таких узоров, какие рисуешь сейчас, когда я по слабости зрения и возрасту уже не могу заниматься вышиванием».
И верно: только теперь, в счастливую сталинскую эпоху, я получил возможности развивать свое искусство. Влечение к орнаментному искусству я имел еще в детстве, когда любовался яркой окраской и причудливыми рисунками на крыльях бабочки.
Меня хотели отдать в ученье к Айвазовскому, согласившемуся даже меня принять. Но разве в старое время были условия для этого у трудящегося татарина? Только в советских условиях начался расцвет моего творчества.
Накопленные за долгую мою жизнь наблюдения помогают мне сознательно выбирать нужную, правильную форму орнаментного мотива и его колорит, согласно традиций татарского узора. Известно, что религиозный запрет на изображение живых существ вынуждал в прежнее время татарских мастеров орнамента переиначивать в своих рисунках облик животных и растений, чтобы «аллах не узнал на страшном суде своих творений».
В работе над орнаментом мне много помогает зрительная память, запечатлевшая различные формы растений, цветов и предметов природы, и рождающая неистощимые вариации разнообразного орнаментного узора.
Я хотел бы видеть, чтобы это богатство орнаментного узора и разнообразие его красочных сочетаний помогало украшать не только страницы газет, журналов или книг, но и ткани одежд, и стены наших жилищ, клубов, и домов пионеров.
Нужно, чтобы молодежь переняла наш художественный опыт и страстную любовь к искусству».

Статья принадлежит потомственному чеканщику, художнику, ювелиру и оружейнику Амету Калафатову, уроженцу Карасубазара. А. Калафатов родился в 1860 г. в семье потомственных ремесленников («калафат» – «чеканщик»). С детства увлекался рисованием, самостоятельно выучился читать и писать от соседа-гимназиста. Знал арабский и турецкий языки. Ранняя смерть отца вынудила ребенка в 12 лет начать трудовую жизнь: он стал чеканщиком и подмастерье в мастерской сундучника. Инкрустируя сундуки перламутром, украшая чеканным орнаментом, Амет развивался как художник, создавая многочисленные орнаменты для вышивок, ткачества, резьбы по дереву и пр. Вскоре произошло то, о чем он написал в своей статье: семью посетил сам И. Айвазовский, предложив взять его в ученики. Но мать, набожная мусульманка, решила не идти против правил и отказалась от предложения.

Дальнейшая его жизнь была связана с ремеслом и творчеством. Он стал известным в Крыму оружейником. По некоторым свидетельствам, его работы хранятся в оружейном музее г. Тулы. О великолепной работе деда писала внучка Калафатова Д. Галактионова, вспоминая, как

«дед изготовлял ружья изумительной красоты, покрытые золотым узором…».

В газете «Красный Крым» за 1940 г. известная исследовательница крымскотатарского шитья и ткачества Полина Чепурина писала:

«Колорит простых детских цветных карандашей приобретает у Калафатова особую прелесть. Неожиданные цветовые сопоставления, сочетание изображаемого с фоном говорят о смелости настоящего колориста».

Интересна еще одна сторона его творчества – Амет увлекался техническими изобретениями и в 1890 г. на выставке даже получил диплом и медаль за дверной замок и швейную иглу, внутри которой была помещена еще одна игла. Талантливый человек талантлив во всем: его работы были отобраны для участия в 1925 г. в Париже на Всемирной выставке народного творчества.

В 1930 г. Амет Калафатов переехал в Симферополь, где открыл оружейную мастерскую. Активно развиваясь, создавал орнаментальные композиции на бумаге и деревянных досках, постоянно участвовал в республиканских и союзных выставках, создавал орнаменты для вышивальщиц, артелей, ремесленников.

Работы А. Калафатова были приобретены Третьяковской галереей, Ленинградским этнографическим музеем, Симферопольским художественным музеем. Мастер был приглашен поработать с росписями ханского дворца в Бахчисарае.

Войну встретил художник в преклонном возрасте, в 1942 г. его не стало. Более 300 орнаментальных композиций, созданных народным мастером, рассеяно по миру. В архивах и библиотеках хранятся журналы и книги, оформленные художником, а предметы украшают экспозиции музеев.

Династия чеканщиков не исчезла: верный традициям семьи, в Крыму работает знаменитый чеканщик, внук художника Асан Галимов. Орнаменты Амета Калафатова до сих пор актуальны и используются современными мастерами декоративного искусства.

Сафие Абдураманова, научный сотрудник 
Музея истории и культуры крымских татар.