Традиционная кухня является неотъемлемой и весьма важной стороной культуры любого народа. Устойчивые традиции питания тесно связаны с хозяйственно-бытовыми, географическими, социальными факторами.
Кухня крымских татар складывалась на протяжении нескольких веков на основе традиций питания древних насельников Крымского полуострова, участвовавших в сложном процессе этногенеза народа. Большое значение имели природно-климатические условия региона, влиявшие на распространение тех или иных культурных растений, пряностей, овощей и фруктов. На сегодняшний день многие съедобные растения, употреблявшиеся в пищу, забыты. Однако названия некоторых культур используются по сей день, но уже применительно к иным вещам.
Так, в связи с этим мы с коллегой Чубукчиевой Ленарой решили провести небольшое исследование двух предметов из фондов Бахчисарайского музея-заповедника: это серебряные девичьи браслеты работы крымских мастеров 19 (?) века. Браслеты поступили в фонды в 1926 г. после возвращения с Парижской выставки 1925 г. Украшения являются парой и имеют размеры 1х18 см. Нас весьма заинтересовало их название на крымскотатарском языке – къапара билезлик.
Внимательно изучив форму украшения (круглые выпуклые «пуговки», нанизанные на тесьму и филигранные «пуговки», соединенные кольцами), мы обратились к известному крымскому ученому-филологу Исмаилу Керимову с догадкой, которую он подтвердил: действительно, в старину каперсы къапара или шейтанкъарпуз были очень популярны среди южнобережных крымских татар. По сей день пожилые женщины помнят о том, что, будучи детьми, по склонам гор собирали маленькие зеленые бутончики этого стелющегося кустарника. Каперсы, как и маслины, солили в деревянных бочках и подавали к жареному мясу.
По сведениям П. С. Палласа, каперсы Capparis были весьма распространенным растением горной долины Судака, назывались крымскими татарами къапара или шейтанкъарпуз (с крымскотат. яз. «чёртов арбуз») по сходству вызревших и раскрытых плодов с арбузом. В. Х. Кондараки сообщает, что по всему юго-восточному побережью Крыма, от Гурзуфа до Судака, в большом изобилии произрастали дикорастущие и весьма полезные каперсы, в просоленном виде имеющие прекрасный вкус.
А. Шестаков в статье о каперсах, указывая еще один вариант крымскотатарского названия – ялама, пишет:
«В Крыму каперсник растет по бесплодным сланцевым скалам от Алушты до Судака и Феодосии. Цветочные бутоны, сорванные до полного распускания, замаринованные в уксусе, и являются теми каперцами, ради которых это растение заслуживает серьезного внимания. В Крыму, благодаря большому распространению дикорастущего каперсника, сбор их возможен с промышленной целью. Сбор каперцев может производиться в июне, июле месяце; для консервирования собирают почки: плотные оливково-зеленого цвета, без повреждений. Они подвергаются молочно-кислому брожению в слабом растворе поваренной соли, после чего консервируются в натуральном или виноградном уксусе (крепость 4,5 %). Русские гастрономы утверждали, что каперцы крымского происхождения несравненно вкуснее и в 3 раза дешевле заграничных, и еще до революции ставился вопрос не о ввозе их в Россию, а, наоборот, вывозе за границу, но дальше этого дело не шло. Каперцы употребляются в пищу с древнейших времен, а маринованные в уксусе хорошо известны, как приправа к различным соусам. Вкус их немного острый, но приятный».
Так маленькие соленые бутончики дикорастущих крымских каперсов вдохновили ювелирных дел мастеров на столь простое и удивительное украшение – серебряный браслетик.
Сафие Абдураманова, научный сотрудник
Музея истоии и культуры крымских татар ГБУ РК БИКАМЗ