Одним из старинных видов ремесел в Крыму является кожевенное дело. Из кожи шили одежду, обувь, седла, кисеты, барабаны, детали к музыкальным инструментам и прочее. В период Крымского ханства кожевенное производство было очень развито. Кожу использовали не только на полуострове, но и экспортировали. В своем труде «Описание Черного моря и Татарии» доминиканский монах Э. Д. д’Асколи, ведавший торговлей в Кафе (Феодосия) в XVII в., дает следующую информацию:
«Во всех морских стоянках Татарии нагружают много судов воловьими и буйволовыми кожами, доставляемыми оттуда также в Италию, Фландрию, Англию и Францию».
В Крыму выделывались различные виды кожи. Очень славилась выделка бахчисарайского сафьяна[1]. Бахчисарайские кожевенные заводы располагались вдоль речки Чурук-Су, чуть далее Ханского дворца. Немецкий путешественник П. С. Паллас, побывавший в Крыму в конце XVIII в., насчитал в городе «13 дубильных для кож и сафьяна». В Бахчисарае существовали кварталы кожевенников, которые назывались Табана маале, Кады маале, Ени маале, Дебагъ маале. Кожевенные заводы были и в других местах Крыма, например, в Карасубазаре (Белогорск).
Кожевенные мастерские были двухэтажными, покрытыми широкими крышами, под которыми сушили рядами кожу. В нижнем этаже располагались сараи, где в специальных каменных чанах с известковым раствором вымачивали шкуры (козлиные, бараньи и др.). В ямах с водою полоскали очищенные от шерсти кожи, чтобы освободить их от известкового раствора. Затем перекладывали в настой сумаха, после красили, свернув надвое, в небольших чашках, наполненных горячей краской, состав которой являлся тайной бахчисарайских мастеров. По окончании работ наводили на них глянец посредством деревянной машины, приводимой в движение тремя рабочими, раннее кожу полировали с помощью обыкновенной кизиловой палки.
Кожевенное дело, которое играло большое значение в хозяйственной жизни крымских татар, в 1920-х годах постепенно приходит в упадок. «Большинство мрачных, полутемных заводов стоят теперь заколоченными» – писал этнограф Г. А. Бонч-Осмоловский. В Бахчисарае в приходе Арслан-ага (ул. Кольцевая, в районе кафе «Эфсане») находился кожевенный завод, о котором У. Боданинский писал, что особый интерес вызывала архитектура его окон, балкон, двери, колонны, капители, а оборудован он был «первобытными орудиями производства». В это время завод стал частным домом гражданина Сеид Мемет Чуадара.
Интересным фактом является то, что кожевенные мастерские служили местом съемок кинофильмов. Известно, что на одном из кожевенных заводов Бахчисарая в приходе Сырлы-Чешме (в районе улиц Затрубченко и Толбухина) в 1925 г. снимали первый крымскотатарский художественный фильм «Алим».
Следует отметить, что в фондах Бахчисарайского музея-заповедника сохранились уникальные фотонегативы, на которых запечатлено как Бахчисарайские мастера обрабатывали, очищали и промывали кожу в 1920-30-е гг.
[1]Сафьян – это кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная.
Севиля Велиева, специалист МИККТ