В последнее десятилетие значительно возрос открытый интерес не только к духовному наследию, но и к истории культуры материальной, воплощенной в предметах быта. Вещи утилитарного назначения, окружающие человека в процессе его жизни, не только говорят о его личностных качествах, но и являются в большей или меньшей степени произведениями ремесленного искусства.

Коллекционирование во все времена увлекало за собой неординарные личности. И сейчас речь пойдет о коллекции гарднерского фарфора, принадлежавшей императрице Екатерине II, который сейчас экспонируется в экспозиции Художественном музее Бахчисарайского музея-заповедника.

Фарфор занимает самую высокую ступень керамического производства. Поэтому и спрос на изделия из фарфора занимает одно из первых мест среди интересов любителей старины.

В 1742 г. в Санкт-Петербурге был основан Императорский фарфоровый завод. Было положено начало первым опытам в получении отечественного фарфора из гжельских глин. В результате длительных экспериментальных работ русским мастером Д. И. Виноградовым были получены рецепты фарфоровой массы, которая отличалась высоким качеством и по всем характеристикам приближалась к лучшим образцам японского и китайского фарфора. Изделия завода не были многочисленны, шли на дворцовые нужды, либо в качестве подарков.

На основе открытия Виноградова в России уже в XVIII веке появляются частные фарфоровые фабрики. Большое значение в истории русской фарфоровой промышленности сыграла фабрика Франца Яковлевича Гарднера, основанная в 1766 году в подмосковном селе Вербилки (в советское время – это Государственный Дмитровский завод, сейчас – Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках). Гарднер выбрал правильное место для постройки завода. Во-первых, предприятие было расположено в районе, обладавшем запасами сырья; во-вторых, население окрестных деревень и сел издавна занималось гончарным промыслом, и поэтому можно было рассчитывать на привлечение опытных мастеров для производства.

Гарднеровский фарфоровый завод был одним из первых, который существовал в продолжение ста тридцати лет, широко распространяя свои изделия, а временами даже успешно конкурируя по качеству черепка и художественным достоинством его обработки с Императорским заводом. Ранний гарднеровский фарфор отличается декоративностью, сочностью росписи, исполненной, однако, под влиянием мейсенского фарфора XVIII века.

В скором времени завод Гарднера начинает выпускать уникальные изделия на заказ. Самыми известными из них являются знаменитые «орденские» сервизы, которые в 1778-1784 гг. были изготовлены по личному заказу императрицы Екатерины II. Все они были расписаны выдающимся живописцем И. Кёстнером. Каждый предмет был украшен изображением ордена и муаровой ленты определенного цвета, перевитой зелеными ветками, сухарницы имели форму листьев.

Один из современников (акад. Г. Ф. Миллер) свидетельствует:

«Лучшее, что г. Гарднер поныне в своей фабрике делал, есть большой столовый сервиз, сделанный по приказанию для двора со многими архитектоническими украшениями, перлами, группами для десертов.»

Первоначально, в октябре 1777 года, Гарднеру было заказано три сервиза: «Георгиевский», «Александро-Невский» и «Андреевский»; первый на 80, второй на 40 и третий на 30 персон. Шестью годами позже, в 1783 году, императрица заказала еще «Владимирский» сервиз на 140 персон.

Все эти сервизы были предназначены для угощения кавалеров соответствующих орденов в орденские праздники на дворцовых обедах. В нашем музее они представлены следующим предметным составом: глубокие и мелкие тарелки, салатники, чашечки для крема, черенки для вилок и ножей, поднос, блюдо, канделябры и вазы. Декоративное оформление их очень просто и вместе с тем импозантно. По бортам тарелок написана лента ордена с орденским крестом, а в центре тарелок – звезды того же ордена. Современникам очень нравились эти сервизы, однако, в продажу Гарднер их выпускать не мог. Идя навстречу запросам своих потребителей, фабрикант нашел выход из затруднения: он использовал формы орденской посуды, но декорировал их лентами нейтрального цвета в соединении с букетами цветов в местах изображения орденских знаков.

Сервиз ордена Андрея Первозванного (1780) на 30 персон, произвел огромное впечатление на императрицу, Гарднер удостоился высочайшей чести и получил разрешение ставить московский герб на каждом своем изделии. Выполнен сервиз в зеленых тонах с синими орденскими лентами, золочением по расписанному фону, надглазурной росписью. Сервиз Александра Невского (1780) на 40 персон был выполнен в зелено-красных тонах, с использованием лепных украшений, золочения. Только для самого крупного – сервиза  ордена Святого Владимира (1783), состоящего из 140 предметов, был использован белый глазурованный фарфор, по которому выполнена детальная роспись, повторяющая в увеличенном размере орденскую ленту.

В каждый орденский сервиз входило от нескольких сотен до полутора тысяч предметов. Такие сервизы на протяжении почти ста пятидесяти лет ежегодно включались в церемонию праздничных трапез при дворе, а сегодня радуют посетителей Художественного музея.

Дженнет Османова,
специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Художественного музея ГБУ РК БИКАМЗ