В к. XVIII – н. XX вв. в Бахчисарае и других местах Крыма можно было встретить множество кофеен. Когда появилась первая кофейня на Крымском полуострове неизвестно. Сохранились сведения, что в XVII в. они уже существовали. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в «Книге путешествий» писал, что в Бахчисарае на базаре «очень много [лавок] портных, сапожников, москательщиков, а также кофеен». Кофейни были не только отдельными строениями. Они зачастую располагались на втором этаже и напоминали типичные крымские дома предгорной части полуострова: двухэтажное здание, на первом этаже которого могла быть мастерская ремесленника, лавка цирюльника, а на втором – кофейня, к которой вела деревянная лестница. Некоторые из кофеен носили название хан. При них были обширные дворы с фонтанами и помещения для ночлега.

Кофейни, в основном, посещали мужчины. Здесь они решали торговые сделки, передавали новости, обсуждали дела. Сидя на удобных диванах, где каждый пришедший мог найти опору для спины и рук, играли в шашки, триктрак, юзюк (кольцо), пили кофе, курили трубки. Могли слушать певцов, музыку, рассказы народных сказителей кедаев. В самый весёлый месяц в году Рамазан по вечерам в кофейнях собиралось много народа, пришедшего посмотреть театр теней карагёз, где разыгрывались героические похождения богатырей. В конце XIX – начале XX вв. кофейня превращается в место сбора людей для обсуждения военных событий, или чтения газеты «Терджиман». На третий день свадьбы жених посещал кофейню, где принимал поздравления.

В к. XVIII в. в Бахчисарае было 17 «татарских» кофеен, а к концу XIX в. их насчитывалось 62. К 1918 г. число заведений сократилось до 14.

Положением «О гостиницах, ресторациях, кофейных домах и харчевнях…» 1821 г. разрешалось кофейни строить в любых местах. Кофейные дома были двух классов: для мурз и купцов в красивых местах хорошей постройки и для других. Сделано это было для определения акциза в пользу города.

По «Положению о трактирном промысле» (1893 г.) кофейни относились к категории «Б» (без продажи крепких напитков). Эти заведения было разрешено открывать по Базарной улице от Успенского скита до прихода Яни-Маале, около шоссе в предместье Азиз, а в прочих местах не допускалось. Не допускались музыка, пляски, шум и пр.

После установления советской власти кофейни были муниципализированы государством в приходах: Арслан-Ага – 2 здания, в Ени-Маале – 2, Орта-Джами и Асма-Кую – по 1-й, Хан-Джами – 3, Абит-Эфенди – 2 (с постоялым двором и двором), Табана – 2 (с погребом). При изъятии здания Эмира Али Вели Ага (Табана, 95) указано было, что это «торговое помещение кофейня с номерами». Гостиница «Фонтан» наследников Чубукчи (Орта-Джами, 91) изъята 1.01.1925 г. без оснований (затем была в ведении Деткомиссии при КрЦИКе). В кофейне «Европа» (Арслан-Ага, 1) помещался Дом работников просвещения, который вёл «большую культурно-просветительскую работу силами татарского учительского актива по самопереподготовке, советизации быта и внедрению ново-тюркского алфавита». В здании кофейни «Искудар» напротив Ханского дворца располагался Отдел народного просвещения. Хотя в путеводителе 1932 г. ещё упоминается «обеды, шашлыки, чебуреки», которые можно получить в «разных кофейнях по Главной улице», это было уже не так. По словам старожила г. Бахчисарая Асана Къалпакъчы (1924 г.  р.) в 1930-х гг. кофеен уже не было.

В путеводителях, документах и других источниках встречаются названия кофейных домов: «Варшава» (Федора Сальникова), «Европа» (Абиля Тапре Умерова), «Ялта» (Мемета Кямиль оглу), «Фонтан» (Османа Конфдитера), «Швейцария» (Эмира Челеби), «Чатыр-Даг», «Искудар», кофейня инвалидов, кофейня Балтаджи, Голубая кофейня…

Для местного населения отдых в кофейне – это  не просто развлечение, а традиция. Путешественник П. Филиппов в 1889 г. писал: «кофейня для бахчисарайца – всё». Кофейни играли значительную роль в социокультурной жизни крымских татар и другого местного населения Бахчисарая вплоть до их полного закрытия в 1930-х годах.

Эдие Мустафаева,
специалист по экспозиционной и выставочной деятельности II категории
Музея истории и культуры крымских татар