О месте и роли орнамента написано и сказано много. Он различается по видам, имеет стилевую и народную принадлежность, географические особенности и другие свойства и характеристики, которых множество.

Считается, что наибольшие возможности во всех смыслах имеются у растительного орнамента, который, в связи с этим, очень интересен для исследований, и  вот почему.

Разнообразие используемых мотивов  – это интерес для этнографа, который видит в них проявление региональных традиций и устоев. Приёмы исполнения, в том числе реалистичность или стилизованность, станут объектом изучения для искусствоведа.  Об  эстетическом удовольствии, которое  растительный орнамент доставляет его созерцателям, спорить не приходится – достаточно вспомнить восточные арабески, византийские лилии, античные акант и пальметту, и множество других. Наконец, не менее важной является и символическая составляющая растительного орнамента, впрочем –  почти любого  орнамента в целом.

Поговорим  о кипарисе – орнаментальном элементе, который повсеместно и широко используется в культуре народов Крыма и не только.

Так, благодать, счастье, но также и смерть кипарис означал у китайцев, в греко-римской традиции использовался в  эмблеме Зевса  и, напротив, означал жизнь. Дpевнегpеческая легенда прассказывает, что юноша по имени Кипарис случайно убил на охоте своего оленя, был безутешен, после чего Аполлон пpевpатил его в кипаpис – деpево жалости. Популярную у многих народов идею о связи кипариса со смертью объясняют, в том числе и тем, что срубленный он больше не даст побегов. Кроме того издревле смолу кипариса использовали при бальзамировании усопших. Кипарис часто изображался на картинах рая, в христианстве он символизирует выносливость и напрямую связан с голгофским крестом, сделанным, по легенде, из деревьев четырёх стран света: кедра, кипариса, оливы и пальмы. Конечно, особое значение придаёт этому символу то, что именно с кипарисом связывают мировое древо, являющее собой саму концепцию вселенной.

Интерьеры Ханского дворца, архитектурные памятники, предметы народного творчества, а также декоративно-прикладного и изобразительного искусств – это то, где можно встретить этот замечательный мотив, использовавшийся в мире с древнейших времён.

С образованием в 1443 г. самостоятельного Крымского ханства, процесс распространения ислама на полуострове вступил в новую фазу. Средством распространения ислама в этот период служила поддержка ханской администрацией суфиев. Суфийские братства функционировали во всех городах Крыма, их наибольшее число отмечается в Бахчисарае, в Кафе, в Карасубазаре. В суфийской философии прямая и устремленная вверх крона кипариса символизирует веру в единство Аллаха, истинный путь и воссоединение с создателем.

Кипарисы высаживались на кладбищах, в том числе и в Крыму – считалось, что их кроны, нацеленные в небо, указывают усопшим путь на небеса. На мусульманских надгробиях часто высекали ветви кипариса или его изображение в полный рост, что подтверждают сохранившиеся каменные саркофаги Ханского кладбища, в том числе и ханские, на которых мы видим множество изображений этого дерева.

Радующие наш глаз витражи Ханского дворца создавались, в том числе, под влиянием архитектурных и изобразительных мотивов дворца турецких султанов. И в Стамбуле, и в Бахчисарае кипарис на ярких цветных витражах – не редкость.

Мы видим изображение кипариса на страницах книг, на посуде и утвари из металла – особенно много их на турецких, иранских и крымскотатарских подносах. Они разные по технике исполнения: иногда реалистичные – это касается предметов «турецкого» происхождения, тогда как персидские кипарисы более стилизованы.

В крымскотатарском орнаменте, да и во многих восточных, кипарис – абсолютно мужской символ, тогда как женским часто изображается виноградная лоза. Отсюда популярное изображение кипариса, увитого лозой. Вот почему на кисетах, которые дарила невеста жениху, на крымскотатарских свадебных мужских поясах- учкурах изображение кипариса является обязательным, поскольку в этих смысловых орнаментах кипарис – одна из составляющих формулы семьи.

 

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.