Ткань, сопровождающую нас в течение всей жизни, человек издавна украшает самыми разными способами – это, прежде всего, ткачество и вышивка. Но существует ещё один, не менее замечательный – нанесение рисунка на ткань, или набойка. Процесс производства набойки кажется предельно простым – на ткань кладётся пропитанная краской рельефная форма, по которой мастер бьёт молотком, отсюда и происходит её название.
Родиной этого ремесла считают Индию, знаменитую, в том числе, разнообразием природных красителей. С XII в. до н. э. набойка использовалась в Египте и Палестине, а также по-настоящему прославила финикийцев – достаточно упомянуть знаменитый краситель пурпур.
Наконец, к XIV в. набойку «освоила» Европа, сначала ручную, а к XVIII в. – машинную. И хотя со временем набойку повсеместно вытеснил способ печатания тканей, но и сегодня она популярна в странах Азии и Африки, а также эксклюзивно используется художниками по тканям.
С нач. 19 в. набойка стала популярна и в России, где из всех видов узорных тканей она к тому же была и самой дешёвой. Одежду из набойки носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Хотя нередко это полотно использовалось в интерьерах, облачении священнослужителей, в переплётном деле и пр.
Предметы, знакомящие нас с этим замечательным видом декоративно-прикладного искусства, сегодня хранятся в собрании Бахчисарайского заповедника. Это и сами деревянные формы для нанесения рисунка, и образцы набоечных тканей, происходящих из России и датированные 19 в.
Орнамент на них графичен, чёток и линеен – недаром искусствоведы называют набойку гравюрой на холсте. Цветовая гамма использована в самых разных оттенках – от глубокого чёрного до солнечного жёлтого. Главный мотив большинства образцов – цветы и листья, но нередки изображения птиц и зверей, особенно сказочных и фантастических: грифоны, птица Сирин, Мантикоры и пр.
При таком большом разнообразии рисунков, все без исключения композиции объединяет главное – сбалансированность изображений и гармония цветовых решений. В этом, по-видимому, также состоит секрет самобытности набойки.
Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.