Интересна и привлекательна в собрании музея-заповедника коллекция женских шапочек-фесов, которые носили в Крыму крымские татарки, караимки, турчанки. Также очень схожими с крымскими фесками являются подобные шапочки представительниц Кавказа: адыгов, осетин и др. Данная коллекция не очень многочисленна, насчитывает менее 10 предметов.
Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы. Он был широко распространён в Османской империи, а, следовательно, и в Крыму, причём в XVIII в. у южнобережных и горных татар фес считался именно женским головным убором.
«Красная, кругленькая шапочка с золотом («фес») на голове у всякой молоденькой девушки. Самая крошечная, двухлетняя девчонка имеет свою крошечную шапочку – это добрый обычай». (Марков Е. Очерки Крыма.)
Первые шапочки были в форме цилиндра, тулью расшивали металлизированной нитью, макушку венчала розетка с кисточкой. Караимки из Евпатории свои фесы украшали сеткой из жемчуга. Представительницы бахчисарайской знати носили фески округлой формы, из бархата, кисточка на макушке была длинной. Именно бахчисарайские фесы были самыми нарядными и разнообразными.
Со временем шапочка приобрела форму конуса, цвет основы стал бордовым, а на макушке появилась филигранная накладка из металла, его вообще стало много: добавились монетки, височные накладки. И если изначально фесы носили девицы и молодые женщины, то к концу XIX в. эта шапочка появилась в гардеробе пожилых татарок, правда, у них фес отличался сдержанностью в отделке.
Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.