В большинстве исторических источников о флаге крымских ханов ничего не сказано. Многочисленные описания военных походов имеют лишь эпизодические упоминания военной атрибутики.
Обратимся к «Запискам о Малой Татарии» Шарля де Пейссонеля (1700-1750), дипломата во втором поколении, который служил на пользу Франции и стал консулом в Стамбуле, отправился в 1754 г. в Крым также в качестве консула Людовика ХV ко двору крымского хана Арслана Герая. В главе «О военной службе в Крыму» дипломат подробно расписал структуру ханских войск, а также отряд личных телохранителей сейманов, службу которых оплачивала казна Османской Порты. Эта личная ханская стража делилась на отряды или байраки (байрак – кр.тат. – «флаг») по 30 человек. В мирное время байраков было 20, в военное – до 40. Отрядами управляли капитаны булук-баши, а всей стражей – полковник баши-булукбаши.
В случае военной угрозы хан собирал общее собрание, на котором должны были присутствовать представители пяти главных родовых семей Ширинов, Мансуров, Седжеутов, Аргынов и Барынов; здесь определяли количество воинов с каждого кадылыка (уезда). Пейссонель пишет:
«Все эти солдаты располагаются под знаменем кабиле или рода их владетеля. Каждый род организует байрак или отряд, различающийся по цвету знамени, являющегося признаком его дома <…> В очень обширных родах и обладающих многочисленными землями, каждая ветвь рода иногда образует байрак. В этих отрядах бывает только два офицера: дворянин или управляющий и байракдар или прапорщик, на место которого назначают, обыкновенно, самого сильного и крепкого из солдат».
Армия, составленная из многочисленных байраков, двигалась в поход под управленим хана, калги, нуреддина или санджака (полководца). Все действия ханской армии были согласованными и решались на специально созываемом военном совете. Войска четырех больших ногайских орд – Буджакской, Едисанской, Янболукской и Кубанской – также входили в ханское войско, отбирались по тому же принципу, что и в Крыму. Однако делились на байраки не по принципу принадлежности к определенному семейству, а в общей массе войска на определенное количество отрядов. По словам дипломата, ногайские орды всегда поставляли солдат больше, чем требовал хан. Все флаги орды были одинаковы, форма одежды была также однотипной, принадлежащей главному семейству орды. Единственным различием был размер флага: у баш-мирзы (главный дворянин) стяг был большого размера, у отрядов – маленького. К сожалению, о цвете и форме ханского флага упоминаний в работе Ш. де Пейссонеля нет.
Сохранился еще один документ, дающий более подробную информацию о ханском войске во время похода 1569 г. хана Девлета Герая на Астрахань. Имя автора описания осталось неизвестным, а указанная дата похода (1677 г.) не совсем верна. Однако опустим неточности датировки и обратимся к тексту. В документе описывается войско турецкое, шедшее за тремя большими красными знаменами «китайковыми», обвитыми на древке, которые раскручивают лишь перед боем. На концах древка вместо дротиков золотое серце, на верху которого крепятся большие мешочки из золотого бархата с текстами «закона Магомета», т.е. Кораном. Во время битвы знамена разворачивали, дабы каждый воин мог видеть Святую книгу и во имя Аллаха бился до победы. Знамена эти носили чауши (глашатаи полководцев), перепоясанные красным сукном. За ними шли трубачи с сурнами и бубнами, и далее – еще восемь прапорщиков с цветными знаменами.
Войско крымское, по словам автора, строилось по типу турецкого под четырьмя знаменами. Главными были черное и красное знамя с золотым сердцем и «законом Магометовым», которые с великими почестями хранились в ханском шатре. Также упоминаются
«червчато с желтою китайкою, второе четвертное с белою, третие белой китайки, у неяже концы зеленыя а наверху хвост конский черный, четвертое все червчатое китайковое со златным яблоком, писанием златым арапским написано».
Эти знамена были особо почитаемы, под ними хан вел войска в неприятельские земли. Пожалуй, это единственное наиболее полное описание знамен крымских ханов.Сохранился еще один документ, дающий более подробную информацию о ханском войске во время похода 1569 г. хана Девлета Герая на Астрахань. Имя автора описания осталось неизвестным, а указанная дата похода (1677 г.) не совсем верна. Однако опустим неточности датировки и обратимся к тексту. В документе описывается войско турецкое, шедшее за тремя большими красными знаменами «китайковыми», обвитыми на древке, которые раскручивают лишь перед боем. На концах древка вместо дротиков золотое серце, на верху которого крепятся большие мешочки из золотого бархата с текстами «закона Магомета», т.е. Кораном. Во время битвы знамена разворачивали, дабы каждый воин мог видеть Святую книгу и во имя Аллаха бился до победы. Знамена эти носили чауши (глашатаи полководцев), перепоясанные красным сукном. За ними шли трубачи с сурнами и бубнами, и далее – еще восемь прапорщиков с цветными знаменами.
Еще одним источником для изучения военной атрибутики крымского войска могут служить миниатюры. В исследовании В. Прокопенко «Крымские татары в восточной миниатюре XVI-XVII вв.» представлены миниатюры из различных рукописей, где есть изображения войск крымских ханов под многочисленными знаменами.
К сожалению, Бахчисарайский музей-заповедник не располагает такими уникальными экспонатами, как флаги крымских ханов. Единичные экспонаты – знамёна крымскотатарского войска – хранятся в Архиепископском музее в Познани и Шведском Музее армии в Стокгольме.
В первом музее хранится «флаг татарский 17 в., добытый в кампании 1683 г». Полотно прямоугольной формы с двумя косицами, красного цвета с мелким симметричным узором. Окантовка и бахрома по краю черного цвета. В стокгольмском музее хранится два знамени, оба с двумя косицами. Первое представляет собой красное поле с черной окантовкою, с изображением двух скрещенных сабель и арабской надписью «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха». Второе знамя правильной прямоугольной формы, представляет собой белое поле с изображением красного полумесяца и голубого кавалерского креста (по типу мальтийского). Красная звезда, находившаяся между рогами полумесяца, не сохранилась.
Сафие Абдураманова,
научный сотрудник МИККТ