Продолжая тему ритуальной мусульманской пищи, остановимся на ашуре – древнем, как мир, десерте. Ашура в переводе с арабского – «десятый», т.е. десятый день первого месяца календаря Хиджры – мухаррам. Месяц мухаррам – один из четырех священных запретных месяцев в мусульманском лунном календаре: в это время запрещалось вести войны и охоту в окрестностях Каабы, чтобы обезопасить многочисленных паломников.

В день ашура произошли важные события в истории мусульман и иудеев: Адам покаялся перед богом за грехи, а пророк Ибрахим спасся от костра царя Нимрода, Муса (Моисей) спас народ от армии фараона, а Нух (Ной) увидел землю, Йунус (Иона) освободился от плена в чреве кита, пророк Юсуф (Иосиф) был вызволен из колодца, куда его бросили завистливые братья, наконец – в этот день родился и вознесся к небу пророк Иса (Иисус). Кроме того, этот день для шиитов является траурным, ведь третий шиитский имам Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши погиб в битве при Кербеле с войском халифа Язида I.

В мусульманском мире соблюдение поста в день Ашура приравнивается к посту в течение года. В этот день постились и иудеи, что увидел пророк Мухаммед и рекомендовал мусульманам следовать их примеру.

Существует несколько преданий возникновения этого блюда. Первое связано с историей об имаме Али, который перед битвой приготовил это блюдо и накормил своих сподвижников. Другое предание гласит, что Ной, причалив к берегу, приказал собрать остатки провизии и приготовить пищу для спасенных.

Так или иначе, но в современном мире день ашура – особенный для мусульман: люди постятся, молятся, прося выздоровления, благополучия и мира, делают пожертвования неимущим, посещают пожилых людей, обязательно готовят ашура и раздают его всем соседям, родственникам, больным, старикам, неимущим.

В. Х. Кондараки (к. XIX в.) отмечал, что крымские татары за день до ашура проводили арифе – молитву в память об усопших, готовили жареные лепешки катлама и угощали членов семьи.

Далее – «Ашер-ай установлен в честь пророков и с особенным удовольствием отправляется татарами следующим образом: каждое правоверное семейство приготовляет огромный казан шорбы из пшеницы, фасоли, различных высушенных фруктов, которую едят вместе с бедняками, а преимущественно с сохтами или семинаристами, которые к этому времени получают от муфтия дозволение обходить всех мусульман и петь священные илляги или гимны в честь Магомета».

Подобные сведения встречаем у Х. А. Монастырлы (к. XIX в.): у крымских татар, помимо главных мусульманских праздников, существует четыре святых вечера; два из них посвящали пророкам (день ашура) и памяти дочери пророка Фатиме.

В 2016 году 10-й день месяца мухаррам совпадает с 11 октября. После окончания краткого поста мусульмане мира приступят к торжественной трапезе. На стол подадут ритуальное сладкое блюдо ашура, приготовленное из 12 и более компонентов. Блюдо не является дорогостоящим и состоит из пшеницы, риса, бобовых (фасоль, горох нут, чечевица), орехов (грецкие, фундук), сухофруктов (курага, изюм, чернослив, инжир), кунжута, зерен граната, пряностей (корица, гвоздика, цедра лимона и апельсина). Ашура имеет сбалансированный состав, приятный вкус, а диетологи считают его источником микроэлементов, белка, железа и глюкозы.

Сафие Абдураманова,
научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ