Многие из средневековых правителей Крымского ханства, вошедшие в историю, прежде всего как талантливые военачальники и мудрые политики, были также и искусными поэтами. Поэзия, однако, была уделом не только ханов, но была распространена и среди простого люда.

Отдельное место в литературе средневековья занимает ашикская поэзия (тур., крымскотат. ашыкъ — влюбленный) — особый вид литературного творчества, представители которого — ашики — сопровождают свои выступления игрой на струнно-щипковом музыкальном инструменте сазе.

Поэзию ашиков также называют «поэзией саза», поскольку саз, будучи аккомпанементом, выступал как неотъемлемый атрибут художественного образа поэта-ашика. В тематике произведений — ашиклама — присутствовали как любовно-романтические мотивы, так и мотивы социальные, философские, религиозно-мистические (суфийские).

Издавна считалось, что ашиком мог стать лишь тот, кто увидит во сне фею и выпьет из ее чаши шербет. Знания ашики передавали своим ученикам, из поколения в поколение. Познав всю суть и тонкости мастерства, ученики покидали своих учителей, неся искусство ашиков в народ, а состарившись, учили младших, таким образом, продолжая традицию предков.

Свои умения поэты демонстрировали в ходе конкурсов, соревнуясь друг с другом в искусстве импровизации. Существовал также конкурс под названием «Без губ», в ходе которого ашики должны были сочинять стихи не употребляя губных звуков б, п, в, м, ф. Перед началом соревнования между губами поэтов ставили иглу.

В экспозиции Музея истории и культуры крымских татар представлено большое количество музыкальных инструментов, в том числе и саз — инструмент, стоящий у истоков целого направления в литературе Востока — ашикской поэзии.

Улькер Рамазанова,
м.н.с. Музея истории и культуры крымских татар.