Изящная, витиеватая ажурная филигрань – чильтер является визитной карточкой крымскотатарских ювелирных традиций. Крымские мастера создавали свои изделия в технике ажурной и накладной филиграни, в которой выполнялись головные, шейно-нагрудные, поясные и украшения для рук. Искусство филиграни, инкрустация самоцветами («полихромный стиль») были известны с древнейших времён, ещё в культуре шумер и египтян III-II тыс.до н.э., древних иранцев, народов Закавказья (Триалетская культура), эллинистических городов Приазовья и Северного Причерноморья, Парфии и Бактрии. Полихромный стиль, как полагают исследователи, был привнесён в Европу, в частности, Грецию из Азии в результате завоевательных походов Александра Македонского. В I в. н.э. этот стиль, как и искусство скани и зерни, достиг наивысшего расцвета в античном мире, в греко-сарматских мастерских эллинизированных городов Приазовья и Северного Причерноморья.

По мнению этнографа У. Боданинского, в Крым филигранное искусство занесено с мусульманского Востока из Индии через Персию, Кавказ и Среднюю Азию. Занимались этим производством, кроме крымских татар и караимов, особая национальная группа цыган – алтунджи, которые считали себя арийцами, выходцами из Индии. Во времена ханов предки цыган были чеканщиками монет при монетных дворах. Следует отметить, что цыгане в Крыму также занимались кузнечным, литейным, чеканным ремеслом.

В 1794 г. П. Паллас насчитал в Бахчисарае шесть лавок серебрянщиков. Здесь мастеров-филигранщиков называли – куюмджи ве алтунджи. Ювелиры-филигранщики, чеканщики и литейщики издавна объединялись в стройную организацию куюмджи-эснафы, цех во главе с президиумом из трёх лиц: уста-баши – глава цеха, или глава мастеров, игит-баши – его помощник, чауш – староста, посыльный, глашатай и исполнитель поручений цеха. Цех имел своего легендарного пир – патрона, основоположника производства Мухсин-бин Османа, и писаный статут селеф-наме, состоящий из норм обычного производственного права с большой примесью элементов шариата – мусульманского кодекса. Вплоть до XVIII в. цех куюмджи ве алтунджи обслуживал бытовые потребности крымских татар на внутреннем рынке, и только одна четвёртая часть продукции вывозилась за пределы Крыма.

В трудах современных исследователей расцвет крымскотатарского ювелирного искусства относится ко второй половине XV–XVIII вв. Бахчисарайский заповедник является обладателем богатой ювелирной коллекции XVIII–XIX вв., которая представлена: головными (тёпелик – навершие женской шапочки фес, купе – серьги, зилиф аскъы – подвески для локонов), нагрудными (зийнет инеси – булавки, броши, боюн къасиде – амулетницы, футляры для молитвы), поясными (къушакъбаш – поясная пряжка, сулюк – деталь «S-образной» формы, лагшван къушакъ, йипишли къушакъ – пояса) и украшениями для рук (билезлик – браслет). Наиболее полно в коллекции музея-заповедника сохранились поясные украшения, состоящие из пряжек, S-образныхдеталей сулюк, металлизированного тканого галуна шерт. Перечисленные детали пояса чаще всего выполнялись в технике филиграни (ажурной или фоновой), а также дополнялись зернью, подвесками – дильданами. Пряжки имели форму бадемов (миндаль), виноградных листьев, больших и малых, круглых с фестончатым краем, дополненных цветными вставками из граната, хризопраза, диопсида, бирюзы. В крымскотатарской среде пояса были популярны как среди женщин, так и среди мужчин, они широко использовались в повседневной жизни и обрядовой практике, являлись оберегом и одновременно олицетворением жизненной силы.

Со второй половины ХIХ в. в Крыму наблюдался упадок ювелирного искусства, а после Октябрьской революции 1917 г. промысел практически угас. Отсутствие современных инструментов, голод, общее обеднение населения, динамика женской эмансипации резко сократили потребление ювелирных изделий на внутреннем рынке, а также их производство. У. Боданинский отмечал:

«Огромная часть городских и деревенских женщин-татарок уже не покупали себе серёг, брошек, колец, цепочек, талисманов и прочих изделий. Народные средства и интересы направлены теперь в сторону целесообразного культурного и экономического устроения жизни. А между тем, ювелиры-сканьщики производства своего не прекратили, и для того, чтобы ремесло приносило им жизненное пропитание, стали применяться к требованиям современности».

В 1920-1930-х гг. кустари-ремесленники стали объединяться в артели.

Пряжка. Артель Куюмджи. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ

В 1937 г. в Бахчисарае была организована артель филигранщиков «Куюмджи» («Ювелир»), объединяющая 40 человек, среди которых крымские татары, цыгане, евреи, греки. В артели изготавливались недорогие ювелирные украшения – серьги, кольца, броши, браслеты, медные пуговицы, пряжки, сувениры. Продукция артели «Куюмджи», как правило, выполнялась из доступных, недорогих материалов (сплава меди и серебра и др.) с использованием традиционных техник и орнаментов, была весьма популярной в крымском обществе. Об этом свидетельствуют изделия указанного предприятия, сохранившиеся в частных и государственных музейных коллекциях полуострова.

Так, например, в ходе научной работы по изучению ювелирной коллекции Бахчисарайского музея-заповедника, доктором геолого-минералогических наук Ю. Полкановым совместно с научными сотрудниками заповедника на одной из поясных пряжек было обнаружено клеймо артели «Куюмджи». Пряжка прямоугольной формы, небольшая по размеру (4х7 см), выполнена в технике филиграни, орнамент растительный из завитков и стилизованных листьев, имеет поперечную перемычку, на внутренней стороне которой и сохранилось клеймо предприятия.

Украшение артели «Куюмджи» сохранилось и в фондах Крымского этнографического музея (г. Симферополь). Речь идет о женском поясе, состоящем из фигурной разъемной пряжки и 17 овальных звеньев (размер: пряжка 4х8 см, звенья 2,5х4 см). Тканая основа пояса не сохранилась. Пояс выполнен в технике филиграни, дополнен зернью, орнамент стилизованный, растительный.

Пояс. Фонды Крымского этнографического музея.

Не смотря на то, что изделия Бахчисарайской артели «Куюмджи» были просты и недороги, тем не менее, на сегодняшний день они имеют определенную культурную ценность, отражают реалии экономической, социальной, культурной жизни Крыма в 1930-е гг. ХХ в. Кроме того, показывают трансформацию ювелирных традиций согласно требованиям времени.

Ленара Чубукчиева ,
с.н.с. Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК БИКАМЗ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Терминологический словарь крымскотатарского декоративно-прикладного искусства / Н. М. Акчурина-Муфтиева. – Симферополь: КРП «Издательство Крымучпедгиз», 2007. – 120 с.

2. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV – первой половины ХХ вв.: монография / Н. М. Акчурина-Муфтиева. – Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008. – 392 с.

3. Боданинский У. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму / У. Боданинский. – Симферополь, 1930. – 58 с.

4. Заатов И. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство. – Симферополь: ТАРПАН, 2003. – 336 с.

5. Сластникова Л. А. Традиции в творчестве современных крымских ювелиров [Электронный ресурс] : Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН / Л. А. Сластникова. – Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/ (10.07.2015).

6. Ювелирная коллекция Крымского этнографического музея / сост., авт. аннот. Е. Е. Таратухина. – Симферополь: ООО «Антиква», 2015. – 108 с.