Непосредственная деятельность кожевенных заводов Бахчисарая была связана с сапожниками. Самыми почтенными из ремесленников в городе считались башмачники терлекчи, которые имели свою историю, правила и даже собственную кофейню.
Существовала легенда о происхождении башмачников терлекчи, которую описывал краевед В. Х. Кондараки: «… какой-то мусульманин, достигнув искусства приготовлять особеннаго рода обувь, открыл в Бахчисарае лавку и до того угодил горожанам, что в непродолжительном времени у него явилось 25 подмастерьев и столько-же отдельных лавочек. Впоследствии, когда ему пришлось умирать, он все свои лавочки подарил в пользу города, но с тем, чтобы число их никогда более не увеличивалось и чтобы наемщик, кроме платы в пользу города, выдавал-бы прекращавшему занятие 50 руб. под названием анахтар-парасы или ключевые деньги. Кроме этого, чтобы никто не смел самопроизвольно быть в Крыму папутчием (сапожником) и не признавать его за мастера до тех пор, пока он не получит на это благословение или право от бахчисарайской касты и их нахиба и духовника».
Ученый П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века в Бахчисарае, насчитывал в городе 24 лавки башмачников. Для оборудования лавки нужно было не так уж много денег. Каждый сапожник мог сам себе сделать стол, стул, колодки, а инструменты передавались по наследству. Сохранились аутентичные названия инструментов крымских башмачников: джильде – тиски, мушта – пресс сапожный, ачкан-агач – сапожный инструмент для придания лоска, кенар агач – деревянный инструмент для шлифовки краев подошвы, тги – шило, пичак – нож сапожный, а также станок сапожный из орехового дерева – тикиджи-тезьясы. Инструменты изготавливали из местных пород деревьев: ореха, липы, кизила.
Мастера шили обувь из сафьяна1 различных цветов: желтого, черного, красного и др. Среди основной продукции крымских башмачников можно выделить сапожки, тапочки и сандалии. Сапожники, занимавшиеся изготовлением летней обуви, назывались сандалджи. Известно, что в довоенные годы в Бахчисарае жил Сандалджи Бекир, который работал в артели, где шил и ремонтировал обувь, делал босоножки и кожаные тапочки.
В наши дни в Бахчисарайском музее-заповеднике сохранилось значительное количество инструментов бахчисарайского сапожника башмачника Ибраима Уста (1738–1815 гг.), которые экспонируются в Музее истории и культуры крымских татар.
Специалист по экспозиционной
и выставочной деятельности МИККТ
Севиля Велиева
1 Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец.