Рамиз Андреевич Нетовкин – крымскотатарский график, иллюстратор, акварелист. Родился 21 июня 1960 года, в п. Алмазар Ташкентской области Узбекской ССР. В 1975 году переехал в Крым. В 1980 году окончил Симферопольское художественное училище им. Н.С. Самокиша, живописное отделение, дипломная работа – «Путевые рисунки. По историческим местам». С 1989 года член Национального Союза художников Украины. С 1983 года участник областных, республиканских, зарубежных выставок. В 1989 г. член Союза художников СССР, Заслуженный художник АР Крым. В 2008 году Р. Нетовкин представил на конкурс альбом «Окрестности Карасубазара» и стал лауреатом премии им. Бекира Чобан-Заде в номинации «За лучшее произведение, отражающее прошлое, настоящее и будущее Карасубазара». Автор графических альбомов «Крым уходящий» (1991 г.), «Седая Алушта» (1995 г.), «Бахчисарай, душа моя» (1998 г.), «Кастамону», «Окрестности Карасубазара» (2008 г.). Произведения художника находятся в собрании Симферопольского художественного музея, Республиканского Крымскотатарского музея искусств, а также в частных коллекциях Польши, России, Украины, Турции, Германии, США, Эстонии.

Интересна история происхождения фамилии художника «Нетовкин». Дедушку Рамиза Нетовкина – Рамиза Джелялова, расстреляли гитлеровцы, а отец, будучи еще ребенком, потерялся при депортации. На одной из улиц Севастополя его встретила школьная учительница, которая и приютила мальчишку. Женщина отдала ему метрики своего умершего сына Андрея Анатольевича Нетовкина. Но в скором времени соседка узнала «татарчонка» и сообщила куда следует. Ребенка (отца Рамиза) забрали в детский дом в Саратовской области. Потом была учеба в ремесленном училище и служба во флоте в родном Севастополе, куда он смог попасть как русский по документам умершего сына учительницы. После службы Андрей нашел мать и сестру в Узбекистане. Там и женился на Шефике Кадыровой.

Будущий художник появился на свет в Средней Азии, его назвали в честь расстрелянного деда Рамизом, а в память о спасшей его отца учитильнице он остался Нетовкиным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая биография художника сложилась на родной земле. Крым стал той любовью, которая отразилась на всем его творчестве, той любовью, что он пронес через всю жизнь до последнего вздоха. Не случайно ведущим жанром художника стало направление архитектурный пейзаж. Изображение традиционных крымскотатарских домиков, мечетей, фонтанов, узких улочек выполнены автором в утончённой черно-белой графике тушью и пером: казалось бы, рисунок пером –скромная техника, но насколько точно она передаёт атмосферу древних крымских городов. Мало запечатлеть документально, важно – передать настроение, характер города. Художник тонко чувствует тот дух, который витает над невзрачными и непримечательными на первый взгляд улочками и домиками.

К каким городским мотивам не обращался бы художник, в каждой работе мы видим умение любоваться многовековым наследием, тем, которое и по сей день поражает, зачаровывает и не перестаёт удивлять своей красотой и неповторимостью. Линии, штрихи причудливо переплетаются, создавая особый ритм, и вот строения плавно перетекают в узкие улочки, крону и корни деревьев, в игру света и тени – так автор выражает свои мысли, чувства к ушедшему историческому прошлому, к осознанию трагической невозможности возвратить то, что утрачено навсегда.

В фондовой коллекции Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника хранятся шесть работ художника: «Старое Дюрбе», «Ханский дворец»,

«Бахчисарайский дворец», «Здание мечети», «Мавзолей Джанике-Ханум». Кого-то из художников притягивают образы больших городов, других впечатляют богатые архитектурные ансамбли и образы, а Рамиза Нетовкина манит тишина и спокойствие маленьких, средневековых городков, которые стали источником его вдохновения. Графика Нетовкина очень притягательна, имеет свой узнаваемый и неповторимый стиль: его мельчайшую филигранную моделировку пера хочется рассматривать, следовать за затейливым изгибом линий, их чудным переплетением, создающих образы рукотворного и природного миров, и чувствовать гармонию. Гармонию места и времени.

Жизнь художника прервала болезнь. Р. Нетовкин умер в июле 2011 года, похоронен в Карасубазаре (Белогорск). Он ушёл, оставив удивительные и неповторимые образы крымской архитектуры, городов и селений – их прошлого и настоящего, сохранив тем самым память о родине и о себе во имя будущего.

В стенах Ханского дворца в 1986, 1996 годах проходили персональные выставки Рамиза Нетовкина, его работы занимают достойное место в фондах музея-заповедника.

Османова Д. А.,

мл. научный сотрудник БИКАМЗ