«Через раскрепощение и свободу к прогрессу».

Наурузова Ф.

Фото 1В начале ХХ в. наблюдалось активное участие мусульманок в культурно-просветительской и общественно-политической жизни Российской империи. Такие перемены в жизни женщин связаны с прогрессивными идеями и взглядами, пропагандируемыми среди российских мусульман. В рассматриваемый период процесс эмансипации мусульманок заключался в получении образования, открытии школ, гимназий, курсов, создании специализированных женских периодических изданий, их участии в культурной и общественной жизни. Безусловно, дело раскрепощения мусульманки имело сторонников, но в большей степени противников. Архаичное, патриархальное мусульманское общество было не готово к подобным переменам, к равенству между мужчиной и женщиной. Закабаленное положение женщины было привычным, их права и свободы ограничивались традициями и «закостенелыми» устоями.

Однако, несмотря на сложности и запреты, в рассматриваемый период мусульманки являлись не просто сторонними наблюдательницами, а деятельными участницами процесса раскрепощения женщины. Среди них появляются талантливые учителя, писатели, актрисы, общественные деятели. Особый интерес представляет мнение самих женщин касательно статуса мусульманки в семье и обществе. С их мыслями можно познакомиться на страницах периодических изданий, являющихся ценным историческим источником. Так, например, статьи автора Крымской, опубликованные в «Мусульманской газете» освещают некоторые аспекты из жизни мусульманок Крыма.

Вероятно, госпожа Крымская проживала в г. Бахчисарай и была крымской татаркой. В ее заметке «Чахотка и крымские мусульманки» подробно описывалась жизнь местных жителей, их традиции и устои, указывалось название местного базара (рынка) на крымскотатарском языке. Крымская писала о стремительном распространении чахотки среди крымских мусульманок, которая забрала жизни многих женщин. Главным источником болезни, по мнению автора, являлась традиция, согласно которой, после смерти жены (от чахотки или другой болезни) вещи из ее приданого продавались. На местном базаре, называемом «Мале менте», местные жители покупали или продавали предметы, входящие в приданое невесты. В силу того, что одежда и предметы быта, продаваемые в «Мале менте» не дезинфицировались, они являлись разносчиками заразы, это приводило к массовому распространению туберкулеза. Несмотря на предупреждение врачей об опасности использования вещей с подобных рынков и роста заболевания среди

мусульманок, местные жители продолжали опасную торговлю. Крымская приводила пример из жизни близких соседей, выдавших 17-летнюю дочь замуж, которая через непродолжительное время заболела чахоткой и умерла [1, с. 3]. Как выяснилось позже, вещи для ее приданного были приобретены на базаре «Мале менте» и, скорее всего, были заражены, что привело к летальному исходу. Автор с сожалением писала: «Я указала ему (отцу) причину смерти его дочери…, но он равнодушно ответил, что на то воля Божья» [1, с. 3]. По-видимому, такая губительная традиция была связана с низким уровнем жизни и неграмотностью местных мусульман.

В другой статье Крымской «К мусульманской молодежи» автор высказывала возмущение, адресованное мусульманским мужчинам: «Всю свою жизнь мусульманская женщина проводит в рабстве, находясь в полной зависимости сначала от воли отца, затем мужа. Она не имеет права высказывать своих мыслей, чаяний, как будто у нее нет души, нет желаний, порывов» [2, с. 1]. Она вспоминала случай из жизни, пригласив приятельницу посетить театр, Крымская получила категоричный отказ, эта идея показалась ей недопустимой, преступной. Реакция мусульманки нам понятна, общественными местами, которые посещали женщины, являлись мечети и бани. Круг общения состоял из таких же бесправных и подчинённых мусульманок, которые были убеждены в естественности своего положения. Кроме того, известно, что еще в самом начале ХХ в. женские роли в театральных постановках играли юноши, выход мусульманки на сцену или же посещение ею спектаклей было недопустимо. Женщины вели замкнутый образ жизни, развлечения оставались привилегией мужчин.

Фото 2Однако на предложение мужа посетить театр приятельница Крымской незамедлительно ответила согласием. Из этого автор сделал вывод, что мусульманскую женщину вывести из тьмы невежества сможет только мусульманская молодежь. По мнению Крымской, мусульмане не спешили вызволять женщин из плена архаичных, патриархальных традиций, наоборот, надев европейский костюм, «корчили крахмального интеллигента» [2, с. 1]. Такие молодые люди считали невозможным общение и тем более женитьбу на простой мусульманке. Некоторые из них, утверждал автор, женятся на татарках только из-за их богатства. Крымская, обращаясь к мусульманской молодежи, призывала их откинуть лицемерие и помочь женщине, повести ее за собой, показать путь к просвещению и свободе [2, с. 1].

В одном из номеров «Мусульманской газеты», в ответ на обращение Крымской, некий Куртиев М. опубликовал заметку «Ответ госпоже Крымской». Куртиев М. считал, что нет ничего удивительного в том, что мусульманка предпочла посетить театр с законным супругом, а не с приятельницей. Относительно «крахмальных интеллигентов» автор писал: «Мало ли во что может одеться какой-нибудь «крахмальник». Появление среди татар какой-то крахмальной интеллигенции — факт печальный» [3, с. 2]. Куртиев М. предлагал просвещение мусульманки осуществлять не в театрах и на улицах, а в средних и

высших учебных заведениях. Обращаясь к Крымской, он писал: «Нечего соблазнять наших сестер внешними нарядами европейской роскоши, и нечего толкать гордых и чистых, как утренняя заря, на беспутные улицы европейских городов» [3, с. 2].

В споре двух авторов, отражены женский и мужской взгляд на проблему эмансипации мусульманки. Перед нами точка зрения не «закостенелого» человека, это подход современной, образованной молодежи. Возможно, диалог авторов носит претензионный характер, вероятно, подобные столкновения в дальнейшем привели к консолидации сил способных вывести мусульман из застоя.

с.н.с. МИККТ, Чубукчиева Л.З.