Посещая старую часть Бахчисарая, туристы обращают внимание на мечети, стройные высокие минареты, аскетически строгие мавзолеи, которые придают особое очарование городу. Каждая мечеть, минарет, мавзолей украшены своеобразным навершием – три нанизанные друг на друга сферы с венчающей луной – Алемом. Что такое «Алем», что он означает, как связано это украшение с мусульманской архитектурой, и когда появилась традиция украшать им здания?
Навершие купола с полумесяцем Алем – распространенный элемент мусульманской архитектуры. Однако он был привнесен в традицию украшений культовых сооружений спустя столетия после основания ислама. Термин «Алем» с арабского языка означает знамя, вымпел, столб, знак.
Первая мечеть была простой и представляла собой открытую площадку с колоннадой по периметру, крытую пальмовыми листьями. Впоследствии мечети стали возводиться под куполами и черепичными крышами. Мусульманские зодчие строили прекрасные, изящные и утончённые в своем величии сооружения.
Рассматривая Алем и навершие культового здания, необходимо связать его с традицией возведения мест поклонения и смысловым разрешением. Так, например, согласно пониманию мира древними верованиями, картина мироздания представлялась в виде многоярусной структуры: нижний ярус символизировал мир подземный, средний ярус – мир земной, верхний ярус – небесный. Так у многих народов выглядела «священная гора», «мировое древо» как прообраз строения мира. Такое восприятие системы мироздания сказалось на развитии религиозной архитектуры. Стены храмов стали олицетворять собой – мир подземный, купол – мир небесный, узкий барабан (многогранный переходной слой) – наш бренный мир. Подобное осмысление легло в основу мусульманской архитектуры: мавзолеев, мечетей, несущих определенный сакральный смысл в прочтении орнаментов и предназначении.
Первоначально древние народы украшали талисманами и отличительными символами свои копья и знамена. Кроме родовых символов использовали символ «чаши небесных вод» и «золотой чаши», который позднее стали изображать наклонно. Со временем Алем нашел отражение не только в военной, но и в религиозной жизни мусульман. Со знаменами проводились религиозные шествия, их устанавливали вокруг минбара (кафедра для проповеди) по пятницам в мечети. В те времена знамя с таким украшением могли поставить у шатра или водрузить на его вершине. Это было знаком приветствия и приглашения войти.
Впоследствии стали выделять навершием самую высшую точку свода культовых зданий, как олицетворение божественного центра. Навершие, состоящее из трех сфер, также выражает единство и связь между тремя мирами, символически соединяет божественное начало и человеческую жизнь. Подобная система божественного центризма присуща всей идеи ислама. Вся территория распространения мусульманской религии, организована вокруг единого религиозного священного центра – Каабы.
Алем имеет большое разнообразие форм: он может быть в виде кисти руки (такое изображение символизирует пять столпов Ислама), тюльпана, заполненного религиозной надписью, в виде полумесяца. Три связанных между собой сферы могли украшать изнутри купола молитвенных залов.
Архитектура крымских мечетей и мавзолеев развивалась от золотоордынских традиций к стамбульским образцам, где каждая деталь проверялась практикой, философией, гармонией и ритмом. В этом прослеживается уникальность крымской культовой архитектуры, которая несет в себе память исторических событий и смешение культур разных народов.
Это хорошо прослеживается в культовых строениях Бахчисарайского Ханского дворца. Большая ханская мечеть с двумя минаретами в значительной степени определяет общий облик архитектурного ансамбля дворца. Рядом стоят два строгих мавзолея крымских ханов, в Гареме возвышается Соколиная башня, через Фонтанный дворик можно увидеть Малую дворцовую мечеть, Золотой Фонтан и посмотреть, как тихо роняет свои капли Фонтан Слез, оплакивая Диляру Бикеч, чья усыпальница возвышается над комплексом дворца, составляя, тем не менее, с ним единый ансамбль. Над всеми этими сооружениями зодчими водружены навершия с золотым полумесяцем – Алемом.
Язык мусульманской архитектуры в Крыму придерживался все той же обобщающей трактовки мироздания: купол, арка – это небо, стены, колоннада – мир земной. Жизнь человека на пересечении неба и земли – духовный и земной смысл. Ислам, став официальной религией Крымского ханства, внес в крымскотатарскую архитектуру свои стилевые особенности, которые определялись философией этого учения.
Когда Алем стал использоваться в мусульманской архитектуре доподлинно неизвестно. Возможно, его распространение нисходит к традиции помещать навершие на вершине или возле шатра как символ правителя, племени или рода. Впоследствии Алем трансформировался из знака военной принадлежности, гостеприимства и власти в навершие религиозных построек. Зодчие разработали композицию навершия с основанием в виде изящного купола, стержня с шарообразными, грушевидными или дискообразными бусинами и полумесяцем, иногда с тюльпаном, в виде руки или каллиграфическими надписями. В современном осмыслении часто можно услышать мнение, что это своеобразный указатель для верующего, который своим поворотом полумесяца обозначает сторону света, обратившись лицом к которой должен стоять молящийся, или, отражаясь при солнечном или лунном свете, он является путеводной звездой для мусульманина.
Какие бы не были истинные причины возникновения традиции украшать культовые сооружения навершием, каким бы философским смыслом он не наделялся, несомненно, одно – пройдя через века, работа мусульманских зодчих восхищает своей продуманной архитектурой, которая выделяет ее среди современных построек, объединяет прошлое, настоящее и хранит историю.
Директор МИККТ, М.А.Сейтумерова