В 2021 г. исполняется 170 лет со дня рождения Исмаила Гаспринского – публициста, издателя, педагога-реформатора, которого по праву можно считать еще и покровителем талантливой мусульманской молодежи конца XIX  – начала ХХ вв. Страницы его газеты «Переводчик-Терджиман» неоднократно предоставляли возможность многим выдающимся деятелям сделать свои первые шаги в распространении знаний среди народа. В числе таких деятелей были и мусульманки, посвятившие себя «великому призванию – нести в своих прекрасных руках знамя света и возрождения».  Одной из смелых для своего времени женщин, вошедших в ряды первых врачей-мусульманок, была и Амина Батыршина.

В мае 1892 года И. Гаспринский разместил на первой полосе газеты «Терджиман» рядом с редакционной статьей, где обычно размещались важнейшие материалы необычное письмо от молодой женщины из Ташкента. Письмо было посвящено злободневной проблеме – оспе, регулярно уносившей в могилу десятки тысяч человеческих жизней. В Европейской части России в конце XIX века на каждые 10 000 населения в среднем оспой заболевало от 6 до 10–11 человек, а смертность составляла от 30 до 40–48%. Успешной борьбе с оспой препятствовала плохая организация и отсутствие законов об обязательном оспопрививании. Мероприятий, направленных на борьбу с распространением оспы было недостаточно также из-за дефицита квалифицированных оспопрививателей и недоверия населения к данному санитарно-профилактическому мероприятию. И именно этой проблеме была посвящена публикация Амины ханым. В своем письме она подробно рассказывала о пользе вакцинации детей с подробным изложением благоприятного времени проведения вакцинации, возраста ребенка, его самочувствия, точной инструкцией проведения оспопрививания, а также подробной схемой ухода за ребенком после проведения данной процедуры. Целью этого письма было не только донесение до читателей пользы от оспопрививания, но и уменьшение страха перед такими медицинскими манипуляциями.

Об авторе письма И. Гаспринский сообщил не много, лишь указав, что эта уважаемая мусульманка получила образование в Ташкентской гимназии.

Действительно, на момент публикации письма Амина Батыршина еще не была в числе врачей-мусульманок. Окончив в 1883 г. с отличием  женскую гимназию в Ташкенте, она получила звание домашней учительницы. В 1888 г. Амина ханым вышла замуж за городского врача Ташкента Мухаммеда Ханафья Батыршина, около четверти века стоявшего у истоков здравоохранения Туркестана. Вероятно, именно работа супруга вдохновила молодую женщину стать врачом. Примечательно, что первым врачом, занявшимся оспопрививанием и много сделавшим по приобщению населения Ташкента к современной медицинской помощи, был именно М. Х. Батыршин. Он сумел убедить местное население в пользе оспопрививания и поставил это дело на вполне удовлетворительную основу.

В мае 1898 г., спустя шесть лет после публикации письма «Кое что об оспе» Амина ханым поступила учиться в Санкт-Петербургский женский медицинский институт, который она успешно окончила в 1903 г. и уехала работать врачом в город Ташкент. В 1905 г. она переехала в Баку и в течение долгого времени вела прием больных в городской бесплатной лечебнице, а также принимала активное участие в деятельности Бакинского женского благотворительного общества.  Опыт публикации в газете «Терджиман» для А. Батыршиной не был последним. Известно, что Амина ханым часто выступала со статьями на медицинские темы на страницах газеты «Каспий», редактируемой близким другом И. Гаспринского – А. М. Топчибашевым. А в 1893 г., среди рукописей, присланных в редакцию газеты «Терджиман» отмечено и сочинение «Значение гигиены» А. Батыршиной, которое было посвящено 10-летнему юбилею издания И. Гаспринского.

В лице молодых мусульманок, получивших  к началу ХХ века институтское или гимназическое образование, как А. Батыршина, И. Гаспринский видел будущее мусульманок России. Приветствуя пробуждение самого консервативного элемента Востока от многовековой летаргии, И. Гаспринский сравнивал их с подснежниками, несомненными предвестниками той весны, где женщины, владеющие пером и словом, будут полноправными участниками общественной жизни.

Сеитмеметова С. А., старший научный сотрудник

 ГБУ РК БИКАМЗ

Литература:

  1. Батыршина А. Кое что об оспе // Переводчик-Терджиман. – 1892. – 8 мая. – № 17
  2. Васильев К. Г., Сегал Л. Е. История эпидемий в России (материалы и очерки). Под ред. проф. А. И. Метелкина. М.: Государственное издательство медицинской литературы; 1960. 399 с.
  3. Гаспринский И. Кадынлар. Проблески культурного движения татар. Очерки / Сост. Э.Э. Абибуллаева, С. А. Сеитмеметова. – Симферополь: ООО «Форма», 2016. – 64 с.
  4. Среди мусульманок // Переводчик-Терджиман. – 1903. – 20 окт. – № 41
  5. Самодеятельность мусульманки // Переводчик-Терджиман. – 1903. – 17 нояб. – № 45