После длительной работы творческой группы сотрудников Музея истории и культуры крымских татар была подготовлена и проведена реэкспозиция выставки «Ювелирное искусство крымских татар». Прежним осталось место расположения выставки, вместе с тем полностью изменилась ее концепция. Экспозиция дополнена группой тематических экспонатов, ранее не представленных. Экспонируемые предметы поделены на группы: головные (налобные, височные, серьги), шейно-нагрудные (амулетницы, броши), поясные (пряжки, пояса), а также украшения для рук (браслеты). Такой подход позволит презентовать весь комплекс ювелирных изделий, бытовавших в Крыму в к. XVIII – XIXвв.
Впервые на выставке «Ювелирное искусство крымских татар» показаны аутентичные и редкие предметы – налобное украшение, точнее подвязка для волос стефан и серьги с цепочкой герданлы купе. Описание данных предметов были сделаны первым директором Дворца-музея У. Боданинским, записи сохранились в старых инвентарных книгах. О стефане известно, что это корона или головное украшение с драгоценными камнями. Предположительно, мода на подобные украшения была занесена в Крым из Османской империи и пользовалась популярностью среди представительниц знати. Герданлы купе носили жительницы степных районов и предгорий восточного побережья Крыма. Серьги скреплялись между собой длиной цепочкой либо ожерельем, проходящим под подбородком.
Отдельного внимания заслуживает праздничный или свадебный комплект, состоящий из налобного и височных украшений (баш-алтын – налобное украшение, зилиф аскъы – височные украшения). Баш алтын – налобное украшение в виде тонкой металлической ленты, состоящей из ряда различной формы звеньев или пластин с рельефным орнаментом, к которым крепились круглые, каплевидные, спиралевидные подвески. Обычно налобное украшение носили ниже шапочки фес.Зилиф аскъы – височные украшения, носили их замужние женщины, подобные изделия были особенно востребованы среди жительниц Южного берега Крыма. Зилиф – височные локоны, которые остригались после свадьбы. Учитывая оригинальность и редкость этих ювелирных изделий, было принято решение экспонировать их на манекенах. Подобная визуализация перенесет посетителей выставки в далекое прошлое, создаст эффект присутствия, позволит представить, как носили те или иные украшения крымские татарки.
В обновленной экспозиции отдельное место занимает витрина с дарами. В ней показаны ювелирные изделия, подаренные Бахчисарайскому музею-заповеднику жителем Москвы А. Отливанчиком. Коллекция украшений досталась дарителю от его прабабушки. Часть из них выполнена в традиционном крымскотатарском стиле и технике, вторая половина представлена фабричными предметами, характерными для советского периода.
Приглашаем всех желающих посетить обновленную выставку «Ювелирное искусство крымских татар» и окунуться в мир традиций, искусства, красоты.