С древнейших времен цветок розы привлекал внимание поэтов и художников, счастливых влюбленных и несчастных с разбитым сердцем, бедняков и султанов. Роза в исламе – это и символ Пророка Мухаммеда, и символ суфизма, и совершенный, божественный цветок. Бутон алой розы на длинном стебле с шипами символизирует долгий и мистический путь к Аллаху.

Существует множество хадисов, в которых аромат розы соотносится с ароматом Пророка Мухаммеда. Розовое масло – самый популярный аромат во всех восточных странах. Его добавляют в десерты, напитки, краски для каллиграфии, мужскую и женскую парфюмерию. Ритуальный розовый шербет пьют при чтении салавата (специальная молитва за Пророка).

Роза стала излюбленным символом суфизма. Арабские буквы в слове «роза» – «вард» суфии пытались трактовать как святость, мягкосердечность, призыв к истине. Выражая любовь к Пророку, суфии называли свои ордены Кадири Гюлю, Руфайе Гюлю, Бедевийе Гюлю и пр. Печати орденов имели форму многолепестковой розетки, одна из разновидностей куртки носила название дестегюль и должна была быть цветов весенней природы. Большинство суфийских головных уборов имели сходство с розовым бутоном.

Роза, как символ божественности и любви, часто встречается в средневековой поэзии рубайи и дивани. Достаточно вспомнить «Розовый куст ханов» – незабвенную историю Крыма Халима Герая султана (1772-1823), которая начинается словами о цветнике, созданном Аллахом:

Павший Халим, возжелавший рая,

То есть сын хана Шехбаз Гирая,

Роз в том цветнике собрав для вас,

Вот как начинает свой рассказ.

Или строки из стихотворения выдающегося политика, каллиграфа, поэта и музыканта Бора Газы Герая II (1551-1607), воспевающего любовь к женщине, которую великий хан сравнивает с райской розой:

Любимая, желанная, родная, спасение, целительница ран,

Моя подруга нежная, благая, пленительны душа твоя и стан.

Стройна, как роза – украшенье Рая,

Легка, как воздух, и, как шелк, нежна,

Лицом – луна, а вдохновенным станом как кипарис, – завидуй, Гюлистан!..

Запрет на изображение человека в исламе обусловил развитие исламского искусства до совершенства, где растительные и геометрические элементы говорят языком символов. Таким образом, роза стала символом любви, вечной жизни.

Роза в орнаментике Ханского дворца – один из наиболее часто встречающихся мотивов, который обыгрывали камнерезы и каллиграфы, мастера резьбы по дереву и вышивальщицы. В крымскотатарской вышивке – это символический женский элемент родового древа, где осью семьи выступают муж и жена. Исключительно женской композицией принято считать эгри дал – цветочную ветку с крупной розеткой и мелкими элементами, которая встречается на головных покрывалах и одежде, в росписи стен и потолков, витражах и резных деревянных столиках, ювелирных украшениях и мраморной резьбе фонтанов и надгробных плит.

Сафие Абдураманова, н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Орнаментальный мотив «роза» в резьбе по камню, дереву, росписи по штукатурке, витражах, вышивке. Ханский дворец.