Мечеть как культовое сооружение занимает важное место в жизни мусульманского общества. Мечеть является не только «молитвенным, но и общественным зданием с разнообразными функциями».
При описании мусульманских городов многие путешественники в своих работах особое внимание уделяли именно мечетям как символу духовности.
Османский путешественник XVII в. Эвлия Челеби упоминал о том, что на Крымском полуострове находилось «двадцать одна тысяча соборных и квартальных мечетей». В небольших селениях было как минимум по одной мечети, а в городах возводились Джума-джами (соборные мечети для пятничных богослужений) и небольшие квартальные. Соборные мечети строились отдельно и в них мусульмане собирались для проведения пятничной полуденной молитвы, где слушали хутбу – проповедь муллы.
Все города Крымского ханства делились на кварталы (маалле). Центрами кварталов, обычно были мечети. По свидетельству Эвлия Челеби в 1666 г. Бахчисарае было 24 мечети, а в 1786 г. их число составляло 38.
Часто название прихода давали по названию мечети, например, кварталы «Орта-джами», «Асма кую», «Исмихан», «Ум-Гульсум», «Оксюз-джами» и др.
В квартале «Оксюз-Джами», по адресу ул. Пролетарская, 7/35 располагалась мечеть с одноименным названием. Это было прямоугольное одноэтажное каменное здание с двускатной черепичной крышей и плоским перекрытием, построено в конце ХVII в. Вакуфный[1] доход данной мечети был незначительным, приносил 50 руб. в год с десятины огородной земли.
В 80-х гг. ХIХ в. в «Оксюз-джами» были проведены ремонтные работы без разрешения губернских властей.
С установлением Советской власти религиозные сооружения подвергались разрушениям. В сентябре 1928 г. после осмотра всех культовых сооружений Бахчисарая, обветшалое здание мечети без потолков было решено приспособить под склад. Позже, 30 октября 1928 г. Президиум ЦИК Крымской АССР постановил ликвидировать двенадцать мечетей. Среди которых была и мечеть «Оксюз-джами».
Оксюз в переводе с крымскотатарского языка означает сирота. Точное происхождение названия мечети неизвестно. Можно предположить, что она была построена на средства человека, выросшего без родителей.
На сегодняшний день о внешнем и внутреннем убранстве мечети «Оксюз-джами» могут «рассказать» лишь сохранившиеся фотонегативы на стеклянных пластинках 1920-30-х гг. Эти снимки были сделаны бахчисарайским художником Яновским В. К. в 1928 году и хранятся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника.
Велиева С. С.,
научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ
[1] Вакуф в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги).