Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
О пчеловодстве в Крыму — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

О пчеловодстве в Крыму

Приручение человеком диких животных сыграло большую роль в процессе эволюции. Одним из таких животных стала темная лесная пчела Apis mellifera, которую люди приучили заселять специально выдолбленные в деревьях дупла – борти. Необходимо было правильно подготовить дупло, высушить его, лишь через два года пчела заселяла «дом» и начинала заполнять его медом. Бортнику оставалось лишь собрать плоды труда маленьких насекомых. Постепенно люди перешли от бортничества к кочевому или стационарному пчеловодству: стали оборудовать пасеки.

О бортничестве в Крыму нам известно очень мало. Но некоторые топонимы намекают на это (Пчелиная балка в долине реки Альма у Партизанского водохранилища). Впервые о пчеловодстве в Крыму в 1931 году писал российский и советский востоковед, крупный тюрколог, энциклопедист, академик Академии Наук СССР Александр Николаевич Самойлович (1880 – 1938). Он отмечал, что крымский мёд уже в XIV в. был известен далеко за пределами Крыма, и приводил строчку из стихов хафиза Хорезми: «Его ясная речь на крымский мёд похожа…»

Известно, что пчеловодство облагалось налогами, но крымские караимы пользовались привилегиями, закрепленными в тарханных грамотах от Хаджи Герая до Девлета Герая. Кроме того, автор пришел к выводу, что ульи представляли собой плетеные из лоз корзины. Действительно, такие плетеные ульи балкъурт сепет (в переводе с крымскотатарского языка – «пчелиные корзины»), обмазанные глиной, бытовали среди крымских пчеловодов вплоть до середины 20 века.

Мед и продукты пчеловодства были значительной статьей доходов Крымского ханства наравне с солью, килом, мукой, о чем свидетельствуют ярлыки периода правления Менгли Герая (1478-1515).

Тунманн в конце 18 века писал о торговле черкесов: «Торговля, которую они ведут в Тамани и Темруке, только меновая. Они привозят сюда соль, мед, воск, просо, шкуры лисиц, шакалов, зердава (?) и куниц, бычьи кожи, шкуры баранов и ягнят, шерсть, плащи и покрывала из войлока, невольников и невольниц и т. д.».

Геолог и метеоролог Жан де Люк (1727-1817) указывал: «Татары обрабатывают поля посредством рабов, сеют пшеницу и собирают в большом количестве мед». Французский инженер и картограф Боплан (1595-1673) свидетельствовал: «Что касается фруктов, то их у татар немного; но меду у них вдоволь; они его очень любят, а также приготовляют из него напиток, но не кипятят его, вследствие чего он причиняет сильнейшие рези [в желудке]».

О пчеловодстве в Крыму эпизодические упоминания можно встретить в записках путешественников, краеведческих очерках и путеводителях. Так, Эвлия Челеби (1611-1682) статей торговли в Кефе (Феодосия) упоминал и продажу мёда. Путешественник попробовал мед у пастухов на пастбищах в районе Инкермана: «Чобаны этих стад угощали нас Бог знает каким количеством вкуснейшей баранины и ягнятины, меда, сливочного масла…».

Русский чиновник и литератор Павел Сумароков, побывавший в Крыму в 1799 и 1803 гг., отмечал: «Здесь держат много пчел, и приготовляемый ими мед от благовонного запаха различных цветов имеет столь превосходный перед нашими медами вкус, что варенье с оным плодов почти сахарному не уступает…».

Пчеловодство входило в перечень основных сельскохозяйственных занятий. Крымский краевед Василий Кондараки описывал занятия жителей деревни Стиля (ныне не существующее селение в Бахчисарайском районе): «Здесь отлично растет табак и всякого рода посевы, здесь пчёлы доставляют чудесный ароматический мёд и кроме всего этого жители усердно занимаются приготовлением колёс, бочек и другого рода деревянных изделий, которые доставляют им значительные денежные средства». Автор отмечал, что в народной медицине соты с молодым медом применялись как средство от чахотки.

Крымские пчеловоды тщательно ухаживали и оберегали пчелиные семьи. По свидетельству английской путешественницы Мери Холдернесс, количество улей на пасеке одного хозяина доходило до 300-500.

Мед входил в рецептуру многих блюд крымских татар. Среди них – ритуальные слоеные лепешки къатлама («булки, медом намазанные» – М. Дмитриевский), которыми угощали во время поминок по усопшему. Кроме того, напиток, приготовляемый из бекмеса («турецкий мед» – М. Дмитриевский, 1815 г.), татары называли бал – «мед». Необходимо упомянуть еще одно ритуальное блюдо – халву, которую готовили после похорон или для поминального стола: «Алва приготовляется следующим образом: просеянную пшеничную муку высыпают на сковороду с кипящим салом или маслом коровьим и, постоянно мешая, жарят эту массу до получения ею красноватого цвета. Затем вливают небольшое количество бекмеза и воды и снова жарят до густой консистенции. Вместо бекмеза употребляют сахар или мед».

На основе меда готовили необычные варенья, удивлявшие русских путешественниц. Татьяна Пассек писала «Раскрыли из-за решеток окна (…), в комнату вошли служанки с большими серебряными подносами, на которых стояли хрустальные графины с чистой холодной водой, стаканы и множество серебряных и золотых блюдечек с разными вареньями и фруктами. Тут были: розы в сахаре, сохранившие свой цвет и запах, незрелые грецкие орехи, варенные в меду, вишни, кизил, айва, земляника и прославленное варенье из белых лилий».

Для подготовки праздничного стола на цеховом празднике посвящения в мастера (реван) готовили бараньи туши, рис, муку, свечи, мед, фрукты и т. д. (Гордлевский В.). Свадебные столы также не обходились без меда. Так, перед торжеством жених отправлял в дом невесты жареную баранину, сыр, яйца, водку, муселес (фруктовый напиток), бузу, мед и кофе (Дьяченко П.).

В Крыму произрастает множество лекарственных трав-медоносов, дающих качественный, полезный и вкусный мед. Сегодня мы можем выбирать, попробуем ли ароматный с горчинкой лавандовый или темный и густой табачный. Может, остановим свой выбор на цветочном, называемом пчеловодами «разнотравье», или каштановом? Очень трудно сегодня раздобыть целебный мед с сосновой пыльцой или великолепный, белый, нежный и тающий во рту липовый. А если вам удастся прибрести самый настоящий кермековый мед – считайте, вы – счастливчик, ведь кермек – лекарственное растение, специально выращиваемое в Крыму.

К сожалению, ни в одном из приведенных выше трудов не сказано ни об особенностях этого нелегкого ремесла, ни о том, пыльца каких растений служила объектом охоты для пчел в те далекие времена. Нам остается только догадываться, каким же на вкус был мед, прославлявший Крым далеко за его пределами.

Ст.н.с. МИККТ БИКАМЗ Абдураманова С. Н.

По материалам:

  1. Гордлевский В. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. – С. 378-389.
  2. Де Боплан Г. Описание Украины нескольких провинций Королевства Польского, простирающихся от пределов Московии до границ Трансильвании, а также их обычаев, образа жизни и ведения войны, 1660 // http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Boplan2/frametext1.htm
  3. Де Люк Ж. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 105-113.
  4. Дмитриевский М. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 208-222.
  5. Дьяченко П. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 431-447.
  6. Кондараки В. Х. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 486-518.
  7. Пассек В. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 226-232.
  8. Самойлович А. Н. Некоторые данные о пчеловодстве в Крыму в XIV-XVII веках // Записки Института востоковедения Академии наук СССР. – Т. I. – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1932. – C. 123-128.
  9. Сумароков П. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 192-204.
  10. Татарско-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной Комиссии // ИТУАК, №54. 1917. – с. 13-14.
  11. Тунманн // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 634-653.
  12. Холдернес М. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 204-208.
  13. Челеби Э. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 133-156.
  14. Щепетов В. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. – С. 713-723.

 

Прокрутить вверх