03На территории Юго-Западного Крыма сосредоточено множество так называемых «пещерных городов». Одним из наиболее крупных по площади является Мангуп-Кале. При заселении труднодоступной, безопасной местности люди в первую очередь обращали внимание на наличие воды.

На территории крепости имеются два действующих источника, которые располагаются в балках Табана-Дере и Гамам-Дере. Находятся они около 500 м над уровнем моря и не высыхают даже в самые засушливые годы. Воды из источников хватало для удовлетворения нужд всего населения, а также позволяло жителям крепости выдерживать длительные осады.

Если подниматься на плато по балке Табана-Дере к источнику, то можно заметить рядом расколотое каменное корыто, которое в прошлом использовалось для замачивания02 кож в дубильном растворе. С западной и восточной стороны от родника на скальных уступах вырублены две пещеры, которые, вероятно, также использовались в кожевенном производстве. Поэтому и название балки Табана-Дере с крымскотатарского переводится как «кожевенная балка». Описанные достопримечательности кожевенного производства, вероятно, относятся к XVI – XVIII ст. и связаны с караимской общиной Мангуп-Кале,традиционным занятием для которой была выделка кож, как грубых, так называемых «мангупских», так и тонкого сафьяна. Кожевенники играли важную роль в жизни караимов, изготавливая продукцию, необходимую как в мирное, так и в военное время. До сегодняшнего дня можно встретить фамилии караимов, указывающие на ремесленную специализацию ряда семей. Например, Сарач – мастер, делавший седла, уздечки и другие предметы конской упряжи. Таббах – кожевенник, сыромятник, Йимшакчи – умягчитель кожи, Тэрйаки – изготовитель шкур. Выделке кожи высокого качества способствовало произрастание дуба, сумаха и других дубильных растений в окрестностях Мангуп-Кале. Шкуры животных вымачивали в известковой воде обычно в небольших бассейнах, вырубленных в плотном известняке. Веками выработанная и усовершенствованная технология позволяла получать кожу очень высокого качества. Секреты их обработки тщательно скрывались от посторонних и передавались из поколения в поколение. Даже покинув крепость, как место постоянного поселения, ремесленники-караимы еще долго приезжали туда в летний сезон для первичной обработки шкур и выделки кожи.

04Описание источника в балке Гамам-Дере встречается в старых и современных путеводителях. В воспоминаниях турецкого путешественника Эвлия Челеби (1666—1667 гг.) можно прочесть: «Эта высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе…. Хотя вокруг той скалы нет гор, высотой ее превышающих, Аллах пожелал, дабы из той скалы в трех местах источники били». А в сборнике «Крым. Маршруты выходного дня» (1980 г.): «Через пролом … входим на территорию города (по балке Гамам-Дере). Слева пещеры, вырубленные в скале, справа заросли деревьев и кустарников. В конце тропы — естественный грот, из которого вытекает родник с хорошей питьевой водой».

В научно-популярной литературе можно встретить и другие названия вышеуказанных источников – «мужской» и «женский». Данные термины наиболее часто употребляются среди местного населения. До сих пор нет сведений о том, откуда произошли эти гидронимы, и исторических обоснований данным названиям также не имеется. Возможно, эта загадка кроется в местах их расположениях, так как они являются парными и противоположными друг другу источниками: «мужской» источник находится в балке Гамам-Дере, а «женский» в противоположной балке – Табана-Дере.

Младший научный сотрудник БИКАМЗ,

Стойкова О.М.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Левицкая В. А. Кожевенное и войлочное ремесла крымских караимов XVII – XIX веков.

Таврический научный обозреватель. № 6 (23) — июнь 2017 – 2 с.

2. Махнева О.А. «Пещерный город» Мангуп. Крым. Маршруты выходного дня. Путеводитель. Составитель А.С. Щеглова. Симферополь «Таврия»  1980 г. 206 с.

3. Могаричев Ю.М. Крым «Пещерные города». 2010 г. 280 с.

3. Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). — Изд. 2-е, исправл. и доп. — Симферополь: ДОЛЯ, 2008. — 249 с.