6Ханский дворец, будучи столичной резиденцией крымских правителей, расположился в живописном ущелье на левом берегу реки Чурук-Су. Дворец состоит из множества зданий разного предназначения. Однако главным украшением дворцового комплекса являлись многочисленные сады. Наличие садов нашло отражение в названии самого города: «Багъча-сарай» в переводе с крымскотатарского языка означает «Дворец-сад». Крымские правители старались в архитектурном комплексе Хансарая воплотить идею Дворца-сада. Согласно исламу сад является олицетворением рая, где есть Вечные сады и источники с чистой водой. Растения и фруктовые деревья выполняют не только эстетическую функцию, но и дают практическую пользу.

Средневековые мастера черпали идеи из живой природы. Так как изображение человека и животных является запретным в исламе, орнаментальные украшения Ханского дворца в значительной мере выдержаны в растительной тематике. Мотив сада является важным элементом мусульманской архитектуры. Растительные орнаменты настенных росписей и резных архитектурных деталей перекликаются с роскошными цветниками и беседками, увитыми виноградниками.

Для восточной дворцовой архитектуры характерны небольшие внутренние дворики, в которых природа и архитектурные детали органично переплетаются. Одним из таких2 (1) ярких примеров в Ханском дворце является Посольский сад. Помимо обилия зелени, его украшает одно из ранних сооружений дворца – Портал Железных дверей, в котором сочетаются сельджукский стиль и итальянский ренессанс. На камне этого уникального памятника ожили цветы аканта, лотоса и листья дуба.

3Мотив сада отчетливо прослеживается и в оформлении фонтанов, которые заслуживают особого внимания. Каждый фонтан впечатляет изяществом высеченных на них узоров. Известный Сельсебиль – Фонтан слёз – украшен в центре мраморной плиты лепестками стилизованного цветка. Золотой фонтан – Магзуб – покоряет изобилием изображенных на нём фруктов и пышных роз в вазонах.

Широкое использование растительных орнаментов можно увидеть также на надгробиях ханского кладбища. Все памятники пышно декорированы резными узорами, которые имеют определенную символику. Кипарисы, со склоненной верхушкой, виноградные лозы, пальмы с осыпающимися финиками и букеты цветов – всё это подобно окаменелым отпечаткам древней флоры. На многих надмогильных памятниках сохранились эпитафии – образцы поэтических произведений. Примечательно, что в одной из эпитафий, над могилой Мехбубе-Султан-ханым, присутствует метафоричный образ сада: «В цветнике мира я была роза и, увы, завяла. О, Вечный! помести меня в цветнике рая».

2 (2)Сады Ханского дворца упоминаются в трудах многих путешественников и поэтов, побывавших в Бахчисарае. Одно из интересных описаний оставил известный краевед и историк Вадим Васильевич Пассек: «И я подолгу грустил и задумывался в опустелых садах и комнатах Ханского дворца. В садах, огражденных каменными высокими стенами, доживают свое время огромные грушевые и шелковичные деревья, и журчит вода, переливаясь из фонтана в фонтан. Стены и потолки дворцовых комнат пестреют разноцветными украшениями, узорчатыми надписями из персидских поэтов, живым изображением цветов, фруктов и видами восточных городов».

В каждом уголке Ханского дворца присутствует чарующая атмосфера, наполненная ароматом цветов, журчанием воды и пением птиц. А мотив сада невидимой нитью гармонично объединил сооружения всего дворцового комплекса воедино.

        

Специалист по экспозиционной и

выставочной деятельности отдела МИККТ

                                                                   Усние Хатыбова

Список использованной литературы.

  1. Гайворонский Олекса. Страна Крым. Очерки о памятниках истории Крымского ханства. – Симферополь: ФЛ Аблаева Н. Ф., 2016. – 336 с., илл.
  2. Бабенко Г. А., Дюличев В. П. Шедевры мусульманской архитектуры Крыма. – Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2008. – 320 с.
  3. Пассек В. В. Отрывки из путешествия по Крыму // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком: В 4 кн. Кн. 1. – Спб., 1838. – С. 151-175.
  4. Мамут З. А. Растительные композиции Бахчисарайского Ханского дворца // Qasevet. – 2014. – № 42. – с. 45-52.