Использование монет в традиционной одежде и украшениях многих народов являлось признаком богатства и престижа. Монета соединяла в себе красоту металла, чеканной миниатюры и изящество надписей. В традиционной культуре крымских татар использование монет в отделке одежды и украшений занимало достойное место. Изобразительный материал и этнографические источники XVIII – начала ХХ вв. служат тому доказательством. Так, одна или группа монет – входили в состав женского костюма и ювелирных изделий.

«Фес» – женская шапочка, декорированная монетами. Крым, н. ХХ в. Фонды БИКАМЗ.

В конце XIX – начале ХХ вв. монеты заменялись монетовидными подвесками. Предположительно, это было связано с разными причинами, среди которых – низкий экономический уровень жизни населения. Невозможность «испортить» настоящие деньги отверстием или напаянной петлей способствовали изобретению их имитаций.

После присоединения Крыма к Российской империи в костюме и украшениях использовались турецкие, а не российские монеты. Возможно, народы Крыма воспринимали российские монеты преимущественно в качестве платежного средства. О традиции использования турецких монет в крымскотатарской среде писал И. Гаспринский. Назывались они «чичекли», «махмудие», «рубие» и др. Такие монеты, имея постоянную цену, служили сбережением на «чёрный день». Продажей этих монеток–украшений в Крыму занимались армяне, татары и караимы.

Монеты (имитации) встречаются на головных, налобных, нагрудных украшениях, серьгах и др. В женской одежде золотыми, серебряными монетами декорировали головные уборы – «фесы». Монеты крепили на тулье шапочки в виде четких фигур (в форме треугольника вершиной вверх на лицевой части) или сплошных рядов (один или несколько). Французский консул Пейссонель об этом писал: «Женщины Крыма украшают голову суконным колпаком. Эти тарпоши привозят готовыми из Константинополя и продают по 10-30 пара за штуку. Ежегодно расходится этих колпаков от 150 до 200 тысяч».

«Зилиф-аскъы» – височное украшение, декорированное монетами. Крым, к. XIX в. Фонды БИКАМЗ.

Детские фесы – «назар феси» также декорировались монетами (в основном девичьи). Часто на поверхность монет использовавшихся в декоре одежды, наносились надписи оберегового характера с пожеланиями, с именами заказчиков. Дополнительно монеты как украшение и оберег прикрепляли на заплетенные волосы. Подтверждение этому находим в записках путешественников и краеведов. Монастырлы Х. А. об этом писал: «Те у кого волосы длинные, для предохранения от завистливого и дурного глаза, к оконечностям средних кос прикрепляют красиво отделанную ладанку со священной молитвой, как талисман благополучия».

«Баш алтын» – налобное украшение, декорированное монетами. Крым, к. XIX в. Фонды БИКАМЗ.

«Баш-алтын» – налобное украшение в виде тонкой металлической ленты, состояло из ряда различной формы звеньев (монет) или пластин с рельефным орнаментом, к которым крепились круглые, каплевидные, спиралевидные подвески (также монеты или их имитации). Ниже «баш-алтын» на виски замужние крымские татарки подвешивали «зилиф-аскъы» или «алтын-тас», которыми украшали локоны. Височные украшения изготавливались из золота, серебра и др. металлов в форме декоративных пластинок с подвесками (в виде монет и др.), инкрустировались камнями. 

 

«Герданлы купе» – серьги, декорированные монетами. Крым, к. XIX в. Фонды БИКАМЗ.

Нередко имитацию монет использовали в создании серег – «купе». Особой популярностью среди крымских модниц пользовались серьги плоские с подвесками. Щитки подобных сережек делались сплошными или ажурными в виде круга, квадрата, монеты и др. Особое внимание в этой группе украшений привлекают «герданлы-купе» – серьги соединённые между собой цепочками или ожерельем (на цепочки подвешивались монеты, или подвески), проходящим под подбородком. Это редкий вид традиционных серег. О них встречаем информацию в довоенных инвентарных книгах Бахчисарайского музея. У. Боданинский утверждал, что подобные серьги были популярны среди жительниц степных районов Крыма. Пара «герданлы купе» хранится в фондах музея-заповедника. 

  «Герданлыкъ» – нагрудное украшение, декорированное монетами. Крым, к. XIX в. Фонды БИКАМЗ.

Нагрудник – «герданлыкъ» («кокюслик») также богато украшался монетами. Он представлял собой бархатную основу с нашитыми монетками (чаще всего использовали дукаты из константинопольских монет). Нередко нагрудники расшивались жемчугом, бисером или золотным шитьем, выполненном в традиционной технике «мыкълама». Кроме того, изображение монет можно встретить на женских надмогильных плитах. В фондах музея-заповедника и на Ханском кладбище сохранилось два образца, где в верхней части памятника четко просматривается монисто в виде нити с подвешенными монетами и пластинками в виде листиков (миндаля?). Содержание надписей и декор на обоих памятниках, позволяют утверждать, что такого рода орнамент использовался для женских захоронений. На первом надмогильном камне текст написан в стихотворной форме. В эпитафии говорится о женщине: «Мерхуме (покойная) из мира бренного перешла в мир вечный. Прими и прости душу». На втором памятнике, расположенном на Ханском кладбище сохранилась надпись: «Ферах Султан Хани. 1167 г.х. (1753-1754) гг.». в эпитафии написано: «Он (Бог), творец, вечен! Ради Бога! Молитва за упокой души усопшей Ферах-Султан-ханым, дочери покойного Селим-Гирей-хана. 1167 г.».

Из всего вышесказанного следует, что в крымском обществе к. XVIII – XX н. вв. очевидно широкое использование монет не только в качестве денежной единицы, но и в декоре традиционной одежды и украшений. Монеты являлись признаком богатства, выполнялитэстетическую и защитную функции, были своеобразным сбережением на «черный день». В фондах Бахчисарайского музея-заповедника сохранились предметы декорированные монетами (имитацией). В основном это комплекс этнографических предметов, связанных с жизнью женщины.

«Баш таш» – надгробная плита, декорированная монетами. Крым, н. ХХ в. Фонды БИКАМЗ.

«Баш таш» – надгробная плита, декорированная монетами. Крым, н. ХХ в. Фонды БИКАМЗ.

Чубукчиева Л.З.,

зам. генерального директора