В Музее истории и культуры крымских татар Бахчисарайского музея-заповедника экспонируются меха кузнечные, которые привлекают особое внимание посетителей своей необычной формой.
Кузнечные меха, а во многих источниках «мехи» – приспособление с растягивающимися кожаными и складчатыми стенками для подачи нагнетаемого воздуха. Меха были известны еще в Древнем Египте: их использовали в кузнечном и стекольном производствах, а также при изготовлении музыкальных инструментов.
Чаще всего мехи представляют собой кожаный мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Технический смысл устройства состоит в том, что воздух порционно нагоняется в кожаный резервуар, из которого потом выходит потоком. Однако для беспрерывного стабильного потока нагнетаемого воздуха используется пара соединенных мехов, работающих либо в противофазе для равномерной подачи воздуха, либо одновременно для увеличения температуры плавления металла. В работе с мехами в кузнечном, стекольном, ювелирном производствах необходимо приложение физической силы.
Меха кузнечные, представленные в этнографической экспозиции Музея истории и культуры крымских татар, являются достаточно редкой разновидностью такого приспособления. В ходе исследования было выявлено, что ареал использования подобных двойных мехов достаточно ограничен – Крым и Турция. В результате поиска современного использования подобных устройств в разных странах, выяснилось, что только в Турции такие меха (мехи) используются до сих пор в небольших ремесленных мастерских.
Меха кузнечные из собрания Бахчисарайского музея-заповедника двойные и состоят из двух одинаковых прямоугольных наборных деревянных пластин с округлением по внешнему краю с прямоугольными рукоятками, которые представляют собой две самостоятельные камеры, соединенные между собой. Пластины соединены параллельно куском кожи, сложенным гармошкой, жесткость ребер поддерживается при помощи деревянных обручей из зачищенных веток дерева. На верхних пластинах находятся два одинаковых круглых отверстия для забора воздуха, на нижних пластинах два круглых отверстия с железными раструбами для целенаправленной подачи воздуха в горн. Кожа к деревянным деталям крепится маленькими коваными гвоздями с широкими шляпками. Размер мехов 133х70х25.5 см. Исследование предмета указывают на его активное использование в кузнечном производстве для нагнетания воздуха в горн.
Удивительно, но эти кузнечные меха длительное время находились в углу внутреннего дворика Ханского дворца, покрытые толстым слоем грязи и извести, пока в 2000 году реставраторы Бахчисарайского музея-заповедника не обратили на них внимание. Предмет был очищен и после восстановления передан для экспонирования в Музей истории и культуры крымских татар.
Однако сведений о том, как попал этот предмет в Ханский дворец, найти не удавалось. В сохранившихся довоенных инвентарных книгах музея упоминаний о данном предмете нет. Помог случай. В Госкаталоге РФ под номером 21757081 ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунскамера) РАН, был опубликован фотонегатив с атрибуцией «Кузница со старинным, двойным механизмом, требующая постоянной помощи второго лица. Татары крымские. Период создания 1925. Материал, техника: – размер: 9.0 х 12.0, Место создания: г. Севастополь, Хворостянка (Узенбаш)». Именно этот фотонегатив помог более точно атрибутировать представленные кузнечные меха из коллекции Бахчисарайского музея-заповедника.
Исследование фотонегатива даёт возможность предположить, что кузнечные меха из коллекции Бахчисарайского музея-заповедника после 1944 года, как имущество депортированных крымских татар, были переданы в музей и находились в т.н. «этнографическом складе», где числились без номера. Для определения времени и места создания предмета были взяты аналоги подобных приспособлений в Турции, которые выставляются на аукционах и датируются XVIII-XIX вв.
Учитывая недолговечность кожи при использовании в производстве и воздействии высоких температур, можно сделать предположение, что период изготовления данного предмета – вторая половина XIX – первая половина XX вв.
На сегодняшний день кузнечные меха в собрании Бахчисарайского музея-заповедника – единственно сохранившийся образец подобного приспособления в Крыму. Они представляют значительный интерес для изучения специалистами в области истории и этнографии, являются источником сведений о социально-экономических и исторических процессах, происходивших в Крыму, технологиях кузнечного ремесла и развитии технического прогресса в изготовлении орудий труда.
Заведующий отделом МИККТ, М. А. Сейтумерова