8 августа 2019 г. в Художественном музее ГБУ РК БИКАМЗ состоится открытие выставки «Медик с душой художника. Рисунки Валентины Контрольской в собрании Бахчисарайского музея-заповедника».
Экспозицию выставки составляют 66 работ, являющиеся частью коллекции рисунков Валентины Контрольской, подаренной в фонды Бахчисарайского заповедника внучкой художницы Маргаритой Александровной Контрольской в 1983 году.
Рисунки и эскизы выполнены на плотной серой бумаге грифельным карандашом и акварельными красками, серебряной и бронзовой красочными составами. Рисунки выполнены в натуральную величину, представляют собой копии с вышивок, тканых и валяных бытовых предметов крымских татар (головные покрывала марама, пояса учкъур, полотенца эвджияр, одежда и пр).
Большую часть коллекции составляет растительный орнамент, состоящий из мотивов черепли чичек (вазон с цветами), аят агъач (древо), эгри дал (изогнутая ветвь), къаикъ (лодка, ладья), сулюк ве гуль (пиявка и роза). Мотивы этой группы – розы, лилии, тюльпаны, плоды и ягоды, водоросли, вьюны, репейник, стручки фасоли и гороха, стилизованные цветы.
Среди мотивов зооморфного орнамента – павлин, петух, орел. Смешанный орнамент составляют как ясно читаемые дома, ладьи, так и весьма условные изображения воинов, хоровода девушек, полумесяца, солнца.
Некоторые специалисты считают, что в рисунках также присутствует фантазийный орнамент автора.
Знакомство с уникальной экспозицией представляет интерес, как для широкой аудитории посетителей, так и для специалистов в области этнографии, музейных работников, искусствоведов, мастеров народных ремесел.
Выставка доступна для посещения с 8 августа по 9 сентября 2019 г.
Справка:
Валентина Васильевна Тарасова родилась в 1881 году в Харькове. Рано потеряла родителей. Получив среднее медицинское образование, стала фельдшером. В 17-летнем возрасте вышла замуж за выпускника Харьковского университета, а в 1900 году Валентина Васильевна Контрольская, уже замужняя женщина, вместе с мужем Андреем Александровичем приехала в Ялту, погостить у главного редактора ялтинской ежедневной газеты «Крымский курьер» Михаила Константиновича Первухина. Крым настолько покорил Контрольских, что вскоре они переехали и стали снимать комнату в Симферополе.
В 1907 году семья приобрела небольшое имение с романтичным названием «Мавы къуш» («Синяя птица») на Бельбеке (в районе Севастополя), и всю оставшуюся жизнь Валентина посвятила служению крымской земле. Валентину Васильевну покорили крымская природа и многогранная национальная культура. Работая фельдшером, она обходила пешком все соседние деревни, учила крымскотатарский язык, знакомилась с народными мастерами, увлеклась крымскотатарским традиционным шитьем и зарисовывала орнаменты на предметах быта – быстро и безвозвратно исчезающей старине. За 15 лет (1900–1915 гг.) собралась внушительная коллекция из восьми тысяч эскизов орнаментов XIV–XIX вв., некоторые из которых сопровождались беглыми комментариями. Валентина рисовала акварелью, бронзовой и серебряной краской, тушью, тщательно прорисовывала направление швов и палитру нитей в вышивке. Орнаменты были собраны в результате самостоятельных экспедиций в более чем 60 крымских деревень Бельбекской, Качинской, Байдарской,
Бахчисарайской долин, горных (Чатыр-Даг) и приморских деревень от Фороса до Феодосии (многие деревни уже не существуют).
В 1920-е гг. начинаются преследования со стороны властей – семью лишили земельного участка на Бельбеке, а дом сожгли. После попыток лишить скудного имущества, оставшегося после войны, Контрольские написали жалобу в Москву. В 1921 году скончался супруг Валентины. Разбирательство по жалобе продолжалось до 1926 года и завершилось в пользу Контрольских: участок на Бельбеке был возвращен, только платить за аренду было нечем. Валентина с дочерью на руках осталась совершенно одна.
В 1928 году на грани отчаянья Валентина оставила Крым и вернулась в Харьков, забрав с собой самое ценное – дочь и коллекцию рисунков. Стала вновь работать фельдшером, но не оставляла свое увлечение – орнаменты, которые представила на суд московским специалистам в области искусства. Первый положительный отзыв был получен от Бориса Денике, второго директора Государственного музея Востока. Отзывы искусствоведов, этнографов и музееведов, а также выдержки из писем и документов были опубликованы внучкой художницы Маргаритой Александровной Контрольской в газете «Голос Крыма» в 2006 г.
Среди ценителей рисунков художницы – крупный советский искусствовед, знаток народного искусства Анатолий Васильевич Бакушинский, директор Государственного Центрального музея народоведения Б. Соколов, сотрудник Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Д. Янович, директор Государственного Музея Игрушки Главнауки Наркомпросса Н. Бартрам, профессор И. Ермаков. Заслужив высокую оценку своей работы, реальной помощи в издании альбома Валентина Контрольская так и не получила. Летом 1930 года она познакомилась с этнографом и художником, знатоком истории и культуры крымских татар, директором Дворца-музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае Усеином Боданинским, которому
представила свои рисунки, которые были высоко оценены: «Работы Валентины Васильевны Контрольской по изучению крымскотатарского орнамента, ее рисунки в красках и части узоров в штрихах, показывающие швы на вышивках, которые выполнены ею в течение 15 лет в Крыму, имеют огромное значение по изучению крымскотатарского орнамента. Как серьезно и любовно выполненная работа, имеющая соответствующий объяснительный текст частью с датировкой. Кроме того, работа Контрольской имеет в процессе реконструктивного периода кустарной промышленности Крыма, когда огромное собрание (до 5 тыс. рисунков) этих орнаментов могут быть использованы производственными ткацко-вышивальными артелями Крыма, работающими для экспорта.
В 1931 году в семье произошла трагедия: 16-летняя дочь Галина попала под трамвай и лишилась ноги. Возникла необходимость в долгом и дорогом лечении, и Валентина была вынуждена искать дополнительные источники заработка. Ей удалось связаться с художницей декоративного искусства Верой Болсуновой, которая налаживала художественно-кустарные промыслы в еврейских поселениях Херсонщины и Крыма в 1930–31 гг. и основала артель и курсы художественной вышивки. В. Болсунова выкупила у художницы 36 эскизов за 108 руб. и пригласила на постоянную работу, но письмо с предложением и деньги пришли слишком поздно. Посетив больного сыпным тифом, Валентина Васильевна Контрольская заразилась и тяжело заболела. Художницы не стало 4 мая 1933 года.