Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
Медик с душой художника. — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Медик с душой художника.

Конец 2018 года в Бахчисарайском музее-заповеднике был ознаменован приятным событием: увидел свет научный каталог «Рисунки Валентины Контрольской в собрании Бахчисарайского музея-заповедника», посвященный народной художнице. 114 работ, выполненных в натуральную величину акварелью, тушью, золотой и серебряной красками на бумаге, осенью 1983 года были подарены в фонды Бахчисарайского историко-культурного заповедника внучкой художницы Маргаритой Александровной Контрольской.

Валентина Васильевна Контрольская (Тарасова), уроженка Харькова (1881- 1933), фельдшер по образованию, в 1900 году вместе с мужем Андреем Александровичем приехала в Ялту, погостить у главного редактора ялтинской ежедневной газеты «Крымский курьер» Михаила Константиновича Первухина. В 1907 году семья приобрела

небольшое имение с романтичным названием «Мавы къуш» («Синяя птица») на Бельбеке (в районе Севастополя), и всю оставшуюся жизнь Валентина посвятила служению крымской земле. Кроме работы фельдшером,Контрольская В. В Валентина ухаживала за большим фруктовым садом, совершала обходы пациентов в соседних деревнях, осваивала крымскотатарский язык, знакомилась с ремесленниками, увлеклась крымскотатарским традиционным шитьем и стала зарисовывать орнаменты на старинных татарских полотенцах, одежде, салфетках и т.д. За 15 лет (1900–1915 гг.) собралась внушительная коллекция из восьми тысяч эскизов орнаментов XIV–XIX вв., некоторые из которых сопровождались беглыми комментариями. Орнаменты были собраны в результате самостоятельных экспедиций в более чем 60 крымских деревень Бельбекской, Качинской, Байдарской, Бахчисарайской долин, горных (Чатыр-Даг) и приморских деревень от Фороса до Феодосии.

Валентина стойко и мужественно переживала страшные годы I Мировой войны, позже – преследования со стороны властей (семью лишили земельного участка на Бельбеке, а дом сожгли). В 1928 году на грани отчаянья Валентина оставила Крым и вернулась в Харьков, забрав с собой самое ценное – дочь Галину и коллекцию рисунков. Стала вновь работать фельдшером, но не оставляла свое увлечение – орнаменты, которые представила на суд московским специалистам в области искусства и получила ряд восторженных отзывов. Летом 1930 года она познакомилась с этнографом и художником, знатоком истории и культуры крымских татар, директором Дворца-музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае Усеином Боданинским, которому представила свои рисунки и получила высокую оценку. В 1931 году художница декоративного искусства В. В. Болсунова, которая налаживала художественно-кустарные промыслы в еврейских поселениях Херсонщины и Крыма в 1930–31 гг. и основала артель и курсы художественной вышивки, выкупила у Валентины 36 эскизов за 108 руб. и пригласила на постоянную работу. Письмо с предложением и деньги пришли слишком поздно. Посетив

больного сыпным тифом, В. Контрольская заразилась и тяжело заболела. Художницы не стало 4 мая 1933 года.

Каталог, который мы хотим представить, является первым изданием рисунков Валентины Контрольской. Работы художницы являются ценнейшим источником для изучения традиционного орнамента крымских татар. Некоторые рисунки автор сопровождала кратким пояснительным текстом, а именно: с какого предмета выполнен рисунок, время и место его изготовления, состав нитей, размеры и пр. Валентина рисовала акварелью, бронзовой и серебряной краской, тушью, тщательно прорисовывала направление швов и палитру нитей в вышивке, что дало нам в ходе исследования определить техники вышивки.

страницаКнига имеет три раздела, в которых рассмотрены рисунки с растительным, зооморфным и смешанным орнаментом. Безусловно, растительный орнамент – излюбленный среди рукодельниц. Здесь как узнаваемые тюльпаны, гвоздики, гиацинты, вьюны, водоросли, гороховый стручок, так и орнаментальные мотивы «родовое древо», «вазон с цветами», «изогнутая ветвь» и пр. Каждый предмет сопровождают аннотации, качественные фотографии рисунков в целом и детально, примечания художницы.

В каталог также вошли документы – отзывы на работы В. Контрольской, выданные Государственной Академией Художественных Наук (1928 г.), директором Государственного музея игрушки Н. Д. Бартрамом (1928 г.), профессором И. Ермаковым (1928 г.).

Издание для этнографов, музейных работников, искусствоведов, мастеров народных ремесел и широкого круга читателей, доступно к приобретению в кассе Дворца-музея (Ханский дворец).

Также хотим напомнить, что Вы можете приобрести целый ряд научных и научно-популярных изданий Бахчисарайского музея-заповедника за 2016-2018 гг. в кассе Дворца-Музея:

1. Печатная продукция типографии газеты «Переводчик-Терджиман» в собрании Бахчисарайского музея-заповедника. – 2016 г.

2. Изделия с жемчугом и перламутром в Бахчисарайском музее-заповеднике –2016 г.

3. Рукописные и старопечатные Кораны в собрании Бахчисарайского музея-заповедника – 2016 г.

4. Лики древней земли. Картины Якова Басова в Бахчисарайском музее-заповеднике –2016 г.

5. Награды и подарки Исмаилу Гаспринскому в собрании Бахчисарайского музея-заповедника. – 2017 г.

6. Къыбрыз. Закладное ткачество крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника – 2017 г.

7. Кофе в традиционной культуре Крыма. предметы в собрании Бахчисарайского музея-заповедника – 2017 г.

8. «Юсуповская» коллекция в собрании Бахчисарайского музея-заповедника – 2017 г.

9. Предметы утвари Ханского дворца в собрании Бахчисарайского музея-заповедника – 2017 г.

коллаж каталоги

Научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ,

Абдураманова С.Н.

Прокрутить вверх