100 лет назад, в 1919 г., правительством Советской России был выпущен декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Данный правовой акт обязывал все население республики в возрасте от 5 до 80 лет, не умеющее читать, обучиться грамотности на русском или на родном языке. В полной мере этот процесс затронул и Крым, а также Бахчисарайский район, власти которого спустя 20 лет, в 1939 году, успешно отрапортовали Наркомату просвещения Крыма о том, что ликвидация безграмотности населения по Бахчисараю и району полностью завершена.
Каким же было истинное положение вещей? И какой в целом была система образования в Бахчисарае в первые десятилетия существования СССР?
В кон. XIX – нач. XX вв. самым грамотным1 населением в Крыму считались караимы, за ними шли поляки, немцы и евреи, а замыкали эту сводку русские и крымские татары2. Из документов Переписи 1897 г. «… наиболее отсталым в отношении грамотности приходится признать татарское население … Необходимо усилить культурную работу в первую очередь у этого населения…» Как пишет в своей статье, посвященной проблеме народного образования, Асанов, зав. Бахчисарайским отделом народного образования, «…татары до Февральской революции не имели своей национальной школы, как таковой. Перед Октябрьской революцией появились земские школы, в которых преподавание для детей – татар велось на русском языке. Эти школы были чужды татарам и далеки от истинных проблем образования татарского населения». С приходом в Крым Советской власти начинается стихийный рост просветительских учреждений: в одном Бахчисарае в 1920 г. насчитывается 24 школы I ступени (тогда как раньше – 5-6 школ). Если бы дело развивалось таким темпом, то к 1925 г., вероятно, образовательным процессом был бы полностью охвачен весь школьный возраст. Но колоссальный по своим масштабам голод 1921-1922 гг., разрушивший народное хозяйство, безусловно, сильно пошатнул и дело народного образования. В этот период наблюдается массовое сокращение школ: к началу 1923 г. их осталось всего 5 во всём районе!
С 1923 г., после такого периода упадка народного образования в Бахчисарае, начинается время его подъема: увеличивается число школ, открываются избы-читальни, клубы, красные уголки. Для сравнения: всего за два года после голода в Бахчисарае и районе появляется более 40 школ 1 ступени, а год спустя этих школ в городе и районе – уже 50. В течение же последующих 12-15 лет их добавляется только 20. Однако, несмотря на это, количество школ в Бахчисарае было все же наименьшим по Крыму.
Большой успех в те годы имела система различных пунктов ликбеза, в частности, изб-читален. В 1926 г. Наркомат просвещения организовывает в Симферополе курсы по обучению работников изб-читален, куда из Бахчисарая направляются 16 человек – будущих курсантов-избачей. Это были, как правило, выходцы из беднейших крестьянских семей, обязательным требованием к которым было членство в Коммунистической партии или Комсомоле. В марте 1921 г. в Салачике открылся Дом-музей И. Гаспринского, использовавшийся, в том числе, и в качестве избы-читальни. Но после голода, когда население Салачика практически вымерло, читальня стала совершенно не посещаемой. В 1924-25 гг. в Бахчисарае и районе изб-читален насчитывалось 9, среди которых – 7 татарских, 1 русская и 1 нацменьшинств. В 1920-е они обслуживают 227 человек, год спустя – 460, и это уже 13 читален и 40 пунктов ликбеза. К середине 1930-х гг. в районе насчитывается 30 читален и более 40 пунктов ликбеза. Но, несмотря на такие показатели, ликвидация безграмотности шла довольно медленным темпом, и к 1938 г. количество неграмотных в Бахчисарае – 1355 человек – было наибольшим по Крыму, а по числу малограмотных – 2997 человек – город уступал лишь Севастополю. Причин тому было несколько.
Бахчисарайский район был одним из самых многонациональных в Крыму: здесь проживали татары, русские, украинцы, немцы, греки, армяне, турки, евреи, караимы, белорусы, эстонцы, латыши и чехи. Одновременно с этим, он представлял собой район с преобладанием татарского населения: 84 % в деревне и 76 % в городе составляли крымские татары. Район был вторым в Крыму после Судакского, где большинство населения составляли татары, а меньшинство – русские, армяне и евреи. А как свидетельствуют документы Наркомпроса, в те годы наблюдался большой недостаток именно в работниках просвещения-татарах.
Еще одной из причин являлось то, что из 11 000 всех неграмотных в Бахчисарайском районе 8 000 составляли женщины-татарки, среди которых довольно сложно было вести просветительскую работу.
Не было в те годы и общепризнанного татарского букваря: в Крыму было несколько наречий, букварь же, принятый на Всекрымском съезде инструкторов по соцвоспитанию, был составлен на наречии татар северных районов, что было неприемлемым, к примеру, для татар Южного берега. Совершенно очевидно, что без фиксирования общего для татар букваря решить проблему безграмотности было сложно.
Необходимо добавить к этому еще один фактор, который не мог не повлиять на положение народного образования: за короткий промежуток времени был сделан поистине переворот, и весьма болезненный, в системе татарской письменности. Так, в 1927 г. на I Всекрымской конференции по языку прозвучала идея перехода крымскотатарской письменности с арабицы на латиницу, а еще 10 лет спустя был осуществлен переход на кириллицу.
Наконец, причинами, объясняющими сложности введения всеобуча как в Крыму, так и в Бахчисарае, были причины сугубо материального свойства: недостаточное обеспечение учебниками, букварями, учебными пособиями и т. д. Архивные документы Наркомпроса Крыма указывают на катастрофическое материальное положение школ Бахчисарая в 1920-е гг. Нескончаемым потоком идут жалобы на недостаток учебников, сравнительно школы были обеспечены лишь букварями, остальные же учебники распределяются по 1-2 экземпляра на школу, полностью отсутствуют учебные пособия. Из докладной записки инспектора Наркомпроса Бекирова: « …В порядке мобилизации ездил по школам Бахчисарайского района…Выступающие говорили о плохом состоянии школы, жалком виде помещения. Просьба больше внимания уделять школам при распределении кредитов …»
Проблематичным является обеспечение школ кадрами: из 217 учителей начальных школ 57 не имеют среднего образования, из 144 учителей средних школ 96 человек не имеют высшего. Кроме проблемы профпригодности кадров, имеется и элементарная их нехватка. За один только 1938 г. в городских школах сменилось 35 преподавателей, отсюда следствие – школы плохо укомплектованы, в виду чего даже директора крайне перегружены часами. Но проблема кадров – далеко не единственная и не главная беда. Все еще много детей, не охваченных всеобучем, и причины тому самые различные: плохие материальные условия в семье, нежелание родителей обучать детей и т. п.
В заключение немного статистики. К началу советского периода общий уровень грамотности населения Крыма составлял всего 51 %, при том, что дети составляли 23 % всего населения. Из отчетов о введении в республике всеобуча видно, что охват детей образовательным процессом составил 78,2 % , из них школьного возраста – 57 %. Общее количество школ по сравнению с довоенным временем (имеются в виду и Первая мировая и Гражданская) возросло на 17,7 %, и в среднем по Крыму уже 1260 детей являлись учащимися одной городской школы и 698 – одной сельской. Безусловно, введение новой системы народного образования в Крыму в условиях того времени представляло неимоверные трудности как материального, так и культурного характера, и являлось проблемой, требовавшей для своего разрешения нескольких лет.
О. Н. Алпашкина,
главный хранитель ГБУ РК БИКАМЗ
1 Понятие грамотности в те годы определялось уровнем владения русского языка.
2 В литературе, первоисточниках и документах 1920-1940-х гг. используется этноним татары.