В собрании Бахчисарайского музея-заповедника столики курсю занимают скромное в количественном отношении место – их всего двадцать шесть. Часть доставила в музей экспедиция, организованная в 1925 г. правительством Крыма, другие были приобретены либо изготовлены крымскими мастерами, в том числе бахчисарайским краснодеревщиком Яковом Грозным, который использовал в качестве образцов сохранившуюся утварь Ханского дворца. Обратимся к истории этих интереснейших изделий декоративно-прикладного искусства Крыма.
Курсю представляют собой невысокие шести-, восьми- и десятиугольные деревянные столики с инкрустированными крышками, которые использовались для размещения ламп и сервировки угощений. Встречается и производная от инкрустации техника – интарсия. Различие между ними лишь в материале. Если при инкрустации вставки делаются из металлов, перламутра, стекла, камня, кости, то при интарсии – из других пород дерева, как правило, более ценного и контрастного по текстуре и цвету. При любой технике для основы столика (подстолья) использовался материал высокого качества – плотная древесина со слабовыраженной текстурой.
Крымскотатарское декоративное искусство всегда отличалось эклектизмом, испытывая воздействие мавританского и арабо-персидского стилей, но в наибольшей степени – османского. Поэтому в стилевом отношении столики ориентированы, как правило, на традиции турецких мастеров. Курсю сочетают в себе стройность, лаконичность, геометричность формы с изысканностью и пышностью декора. В них очень заметны архитектурные элементы: колонны, решётки, арки. Что касается последних, то творческая фантазия мастеров породила огромное их разнообразие. Кроме того, помимо самых распространённых стрельчатых пологих арок можно увидеть причудливые силуэты растений и цветов, виноградную гроздь.
Из-за религиозных ограничений на изображение человека и живых существ, чрезвычайного разнообразия и выразительности в мусульманских регионах достиг орнамент. В декоре столиков чаще встречаются два его вида – геометрический и растительный. Промежуточное место занимают медальоны, розетки, каймы. Встречаются элементы эпиграфического орнамента — султанские и ханские тугры. Присутствуют астральные мотивы – солнце и звёзды, что присуще арабской культурной традиции, в которой сохранялись древние культы поклонения Солнцу и Луне. В узорах встречается и пятилучевая звезда (пентаграмма), которую можно трактовать и как символ пяти столпов ислама. Важным элементом орнаментики является колесо.
Художественные достоинства инкрустации и интарсии напрямую зависят от качества используемых материалов. Для изготовления подстолья крымские мастера использовали боярышник, кизил, дуб, абрикос, грушу, яблоню, бук. Глянец дереву придавали с помощью древесного лака, а матовую поверхность с помощью восковой мастики. Тёмные вставки делали из грецкого и миндального ореха, светлые – из липы.
Чрезвычайно красочными и эффектными являются детали из блестящего перламутра. В XIX – XX вв. в Крыму для инкрустации использовались, вероятнее всего, ракушки-жемчужницы, которые отличаются цветовыми переливами, хорошей отражательной способностью и прочной структурой.
В столиках бахчисарайской коллекции использовалась также кость, и не только благородная слоновая, мамонтовая и моржовая, но и кость крупного рогатого скота. Встречаются рог и черепаховый панцирь.
В XVIII – XIX вв. крымские резчики по дереву имели цеховые организации. Их продукция была представлена не только столиками курсю, но и домашней утварью, мебелью, сундуками, расписными детскими люльками. Многочисленные путешественники описывали их как высокохудожественные изделия. В XX в. традиционные приёмы изготовления столиков постепенно меняются под воздействием новых художественных течений и социальных явлений. Перемены в меньшей степени коснулись формы изделий, в большей степени — их отделки. В частности, в 1920-е гг. мастера, наряду с привычными орнаментами, стали вводить в оформление столиков советскую символику — пятиконечные звёзды, серп и молот. Вместо надписей на арабском языке, имеющих значение оберега, появились «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «СССР» и другие.
К началу XX в. Бахчисарай оставался в Крыму едва ли не единственным местом ремесленного столярного производства. Но мастерам всё труднее было выдерживать конкуренцию с фабричным производством. А поскольку инкрустирование – процесс сложный и трудоёмкий, эта техника была постепенно вытеснена другими видами декоративного украшения, в частности резьбой. Переход к фабричному производству с неизбежностью привёл к исчезновению как данного, так и многих других ремёсел. Тем большую ценность представляет для всех нас сохранившаяся часть бахчисарайской коллекции столиков.
О. Н. Алпашкина,
главный хранитель музейных предметов ГБУ РК БИКАМЗ.