Совсем скоро, 21 августа, весь мусульманский мир будет отмечать один из двух главных праздников – Ид аль-Адха, праздник жертвоприношения или Курбан байрам (наступает через 70 дней после Ораза байрам – праздника по случаю окончания поста в священный месяц Рамадан). По лунному календарю – 10-й день месяца зу-ль-хиджа. Праздник совпадает с окончанием хаджа, когда паломники заканчивают ритуальные действия в священных городах Мекке и Медине, и им прощаются грехи.

История праздника уходит вглубь веков: Ибрахим, один из пророков, был очень верующим и абсолютно покорным. Он долго не мог иметь детей и лишь в возрасте 86 лет стал отцом. Однажды он увидел сон, что Аллах просит его пожертвовать своего единственного сына Исмаила. Не смея противиться воле Всевышнего, Ибрахим ушел в долину Мина и подготовил все необходимое. Его сын так же принял эту участь смиренно. Но в самый последний момент Аллах Ибрахиму сказал, что он прошел испытание и за беспрекословную веру получает награду: жертва может быть заменена бараном. С тех пор поступок пророка является примером для всех мусульман, а праздник символизирует величие и милосердие Аллаха, доброту и любовь к людям.

Перед праздником мусульмане постятся, тщательно готовятся к праздничным мероприятиям, которые длятся три дня. Первый день ознаменован коллективной праздничной молитвой на рассвете иDigital StillCamera обязательным жертвоприношением одного барана от семьи (или других дозволенных животных), а также последующей раздачей жертвенного мяса всем нуждающимся: неимущим, сиротам, больным, вдовам и пр. В каждой семье готовят угощения из мяса, пекут много сладостей, посещают пожилых родственников. Для детей устраивают развлечения и одаривают подарками.

О том, как отмечали праздник в Крыму, находим сведения у путешественников. Павел Сумароков в 1799 году, посетив Крым, писал:

«Курбан бейрам бывает по единожды в году на десятом дне луны того имени, в честь Израилу Авраамову сыну. В четырехдневное оного торжества, приходские имамы, посещая после утренней молитвы своих прихожан, закалывают при чтении Алькорана определенные по возможности каждого в жертву животных и, оставляя кожи с них себе, мясо отдают в раздел бедным».

Густав Радде, бывавший в Крыму в 1856-57 гг., очень живописно описал обычаи, связанные с праздником:

«Большой (праздник), или Курбан байрам совпадает со временем ежегодных приношений в Мекке. Смотря по большему или меньшему богатству семейств, этот праздник продолжается от трех до десяти дней. Вс21який правоверный в первый день непременно должен зарезать овцу. Богатые татары жертвуют до шести овец, а иногда быка. Мулла должен благословить назначенных для жертвоприношения животных и получает за труд свой голову и шкуру. В каждой деревне самый богатый житель отправляется в день праздника к своему соседу, ест у него и потом вместе с ним отправляется к третьему, и так далее, пока вся деревня не соберется к последнему, т.е. к тому, кто начал посещения. Последний обязан накормить и напоить всю деревню, и вот почему для этого избирается обыкновенно самый богатый. В горах во время большого байрама устраиваются качели и другие увеселения, заимствованные, вероятно, у русских. Женщины не участвуют в общем веселье: они сидят дома и целый день наряжаются и принимают своих родственников и знакомых, приходящих их навестить».

О празднике для молодежи сообщал также Василий Кондараки (1875 г.):

«После жертвоприношения наступает праздник для молодежи: является музыка, состоящая из двух скрипок с бубнами и огромного барабана с зурнами (свирелью), которая размещается на площади, куда собираются девицы для танцев. Или на месте, где устроены качели, любимое развлечение татарок. Тем временем, пока девицы танцуют и качаются, молодые люди в праздничных нарядах разъезжают верхами, а люди пожилые навещают родственников в отдаленных городах и селениях. Таким образом проводятся все четыре дня…»

Несомненно, увеселительные мероприятия этого праздника могли отличаться в той или иной деревне, но религиозная составляющая, а именно утренняя молитва, заклание жертвенного животного и восхваления Всевышнего – являлись одинаковыми и обязательными для всех мусульман Крыма. Как и несколько сотен лет назад, вскоре Крым будет отмечать этот добрый и светлый праздник.

 

Научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,

Абдураманова С. Н.