Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
Крымскотатарские традиционные мужские головные уборы (XIX – н. ХХ вв.). Лекция — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Крымскотатарские традиционные мужские головные уборы (XIX – н. ХХ вв.). Лекция

Фото 1. Крымскотатарская кофейня в Байдарах. Интернет ресурс.
Фото 1. Крымскотатарская кофейня в Байдарах. Интернет ресурс.

Традиционный костюм любого народа состоит из комплекса одежды, отличающегося кроем, тканями, декором. Для каждого народа характерен индивидуальный состав костюма, а также способы его ношения. Традиционный крымскотатарский мужской костюм состоял из нижней и верхней, повседневной и праздничной одежды. Кроме того, костюм подразделялся по сезонам (на летнюю, зимнюю, демисезонную одежду) и дополнялся головными уборами, обувью, аксессуарами.  Особое место в традиционном костюме крымских татар занимал головной убор, отражающий социальный статус его обладателя.

Крымскотатарские традиционные мужские головные уборы подразделялись на нижние и верхние, уличные и домашние. К нижним головным уборам относится тюбетейка. В конце XIX – начале ХХ вв. в мужском костюме было два типа тюбетеек. Тюбетейка – это небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Обычно их шили из однотонных тканей – бархата, шелка, парчи обязательно на хлопчатобумажной основе (подкладке), которая простегивалась мелкими стежками [Аблямитова, с. 30-31].

Первый тип тюбетейки назывался «рахчин» и был особо популярен среди степных крымских татар. Она кроилась из четырех клиньев и имела форму полусферы. В начале  XIX в. их шили из мягкой кожи, крой представлял собой 4 треугольных клина для верхней части и полоски для околыша. Летом «рахчин» носили как верхний головной убор. Богатые крымские татары декорировали шапочки серебром. В конце XIXв. их изготавливали из сукна, и независимо от статуса и возраста обладателя, тюбетейки расшивали золотом.

Второй тип тюбетейки назывался «такъие», состоял из твердого околыша и плоского верха (по форме напоминал усеченный конус или цилиндр). Тюбетейки «такъие» имели два вида. К первому виду относятся «такъие», сшитые из хлопчатобумажных тканей, состоящие из околыша и донышка [Аблямитова, с. 32]. Второй вид «такъие» шили из мягких тканей по форме головы и расшивались узорами, нередко вдоль нижнего края околыша пришивалась тесьма. Этот вид тюбетейки бытовал в Крыму с начала XIX в. до начала ХХ в. Оба указанных типа нижнего головного убора носили в Крыму мужчины разных возрастов, социального статуса и всех территориальных групп. Изготовлением шапочек занимались ремесленники и кустари. Головные уборы молодежи декорировались достаточно ярко, более взрослое население носило тюбетейки, скромно украшенные тесьмой или декоративной строчкой.

Фото 2. Крымскотатарские дети в деревне Байдар. Интернет ресурс.
Фото 2. Крымскотатарские дети в деревне Байдар. Интернет ресурс.

Верхние мужские головные уборы делились на следующие типы и варианты:

Первый тип – это головные уборы высокой, жесткой, яйцевидной формы, популярные среди местной знати. Они шились из вертикальных суконных долек, соединенных между собой золотой тесьмой, на макушке скрепляющиеся пуговицей [Свиньин, с. 43, Сумароков, с. 32].

Второй тип – конусовидные неглубокие шапки с пышной меховой опушкой, могли быть мягкой или жесткой формы. Этот тип носили в Крыму в начале XIXв. все слои населения [Свиньин, с. 43, Сумароков, с. 32].

Третий тип – каракулевая шапка «къалпакъ» («боркъ»), которую шили в форме низкого усеченного цилиндра с плоским верхом и твердым околышем. С начала XIX в. и до 30-х гг. ХХ в. этот головной убор являлся самым популярным среди всех слоев населения крымских татар.

Четвертый тип – чалма (тюрбан), подразделяющаяся на два варианта. До 1830-х гг. широко бытовал тюрбан, в состав которого входил колпак, являвшийся его основой, и ткань, которой этот колпак оборачивали. Подобные колпаки имели различные формы, кроме того, в зависимости от социального статуса обладателя варьировалась и цветовая гамма полотнища [Рославцева, с. 65]. С 1830-х гг. распространилась чалма – «сарыкъ», представлявшая собой тюбетейку и ткань, которой эта тюбетейка обвивалась. К началу ХХ в. от чалмы осталась узкая белая полоса, принятая только на тулье шапок у представителей служителей культа [Рославцева, с. 65].

Пятый тип верхнего мужского головного убора – «башлык», надевавшийся поверх шапки и бытовавший в основном в горной части Крыма с начала XIX до начала XX вв. «Башлыки» могли быть повседневные (обыденные) сшитые из грубого домотканого сукна без декора, и нарядные  из тонкого черного сукна на шелковой подкладке [Аблямитова, с. 31]. Кроме того, «башлык» на макушке и в углу лопастей расшивался растительным узором из золотных нитей и дополнялся кистями. Очевидно, декорированные таким образом «башлыки» также следует отнести к праздничным (или нарядным) головным уборам. Подобные «башлыки» очень походили на грузинские образцы [Рославцева, с. 65]. Известно, что в степных районах Крыма «башлыки» изготавливались из грубой домотканой шерсти.

Шестой тип – фес. С середины XIX и до начала ХХ вв. получили широкое распространение фесы, сшитые из черного бархата без украшений, такой вариант был популярен и среди молодежи. Мужские фесы имели жесткую форму в виде усеченного конуса, изготовлялись из сукна черного и бордового цветов, из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть. Подростки носили фесы по типу «стамбульских», которые шились из бордового сукна по форме головы и присборивались на макушке, откуда спускалась длинная кисточка. Такой вариант фесок был популярен среди подростков и детей до начала ХХ в. В степных районах полуострова фески стали носить к концу XIX в., они были менее нарядными, шились небрежно, кисть обычно отсутствовала [Рославцева, с. 64]. Постепенно фесы заменили многие прежние виды мужских головных уборов.

Исследователь Л. И. Рославцева выделяет еще один (более ранний) вид мужского верхнего головного убора высокой, жесткой митровидной формы, обычно зеленого цвета. В конце XVIII – начале XIX вв. его преимущественно носили представители духовенства.

Следует отметить, что в фондах Бахчисарайского музея-заповедника представлена лишь малая часть мужских нижних и верхних головных уборов. Ранние виды головных уборов не сохранились, а самые популярные и широко растиражированные, такие как «къалпакъ», «такъеи» и «детский фес», украшают экспозиции музея.

Старший научный сотрудник БИКАМЗ,

Чубукчиева Л.З.

 

Литература:

  1. Аблямитова Л. Головные уборы крымских татар XIX – начала ХХ вв. // Матеріали до української етнології. Випуск 6(х). 2007. – с. 28-31.
  2. Рославцева Л. И. одежда крымских татар конца XVIII – начала ХХ в. Историко-этнографическое исследование. – Москва: «Наука». 2000. – 232 с.
  3. Свиньин П.П. Картины России и быт разноплеменных ее народов. СПб., 1839. Ч. 1.
  4. Сумароков П. Досуги Крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду. СПб., 1803. Ч. 1; 1805. Ч. 2.
Прокрутить вверх