Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
Крымскотатарская традиционная кожаная обувь — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Крымскотатарская традиционная кожаная обувь

Обувь играет важную роль в традиционном костюме любого народа, является показателем социального статуса, экономического развития, модных тенденций в обществе. В крымскотатарском костюме известно несколько групп и типов традиционной обуви, которая отличалась мягкостью, яркостью, удобством. Обувь для крымских татар имела особое значение, так как являлась показателем социального статуса. Например, представители зажиточного населения Крыма носили полихромную, изящную, красивую, богато декорированную кожаную обувь. Простое население, в частности, жители сел, обувались в изделия из темной, грубой, плохо выделанной воловьей или овечьей кожи.

Ремесленное производство обуви в Крыму практически полностью обеспечивало своей продукцией жителей полуострова. Мастера по выделыванию сафьяна назывались «сарачлар». В крымскотатарской среде основным материалом для изготовления обуви служила шкура волов «огюз териси», коз «эчки териси» и овец «къой териси». Наиболее часто для изготовления обуви использовали сафьян – это выделанная крашенная козья или овечья тонкая и мягкая кожа, обработанная путем дубления растительными экстрактами. Выделка сафьяна разных сортов считалась прибыльным ремеслом, особенно ценился сафьян красного цвета. Крымский сафьян был популярен не только среди местного населения, известно, что его вывозили и за пределы полуострова.

Кожевенная мастерская. Начало ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.
Кожевенная мастерская. Начало ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

В Крыму ремесленными центрами по производству сафьяна были предгорные и степные районы – Бахчисарай, Белогорск, Симферополь, Евпатория. В Бахчисарае кожевенные заводы размещались вдоль речки Чурук-Су, как правило, это были небольшие двухэтажные здания. Во дворе заводов располагались ямы, выложенные глиной, иногда – каменные чаны, в них в известковом растворе отстаивались козьи и бараньи шкуры. Затем кожи вымачивали в растворе сумаха, красили, предварительно свернув надвое, в небольших чашах, наполненных горячей краской, состав которой являлся тайной бахчисарайских мастеров. Последним этапом в процессе выделки кожи было наведение глянца, его выполняли посредством деревянной машины, приводимой в движение руками трех рабочих. Крымские сафьяны имели разнообразные цвета: желтый, красный, фиолетовый, черный. Путешественник П.С. Паллас в своих записках отмечал, что в к. XVIII в. «Только в Бахчисарае действовала 41 лавка искусных седельников и хороших кожаных изделий, 24 башмачника, 8 продаж башмачных изделий, 13 дубильных для кож и сафьяна». С ковеженным производством тесно сотрудничали мастера сапожного ремесла – «араста». В середине XIX в. этим ремеслом занимались 346 человек, к началу ХХ века их осталось около 200.

Лавка сапожника состояла из небольшого количества оборудования – стол и стул для работы, а также необходимых инструментов: сапожный станок, деревянный пресс, металлические тиски, сапожные деревянные и металлические молотки и раскройные ножи для нарезания кожи, шило, нитки и иголки (для соединения деталей), шлифовальные и лощильные инструменты, деревянные колодки разных размеров, кожаные стельки для обуви, картонные шаблоны для создания подошвы. Обувная колодка играла главную роль в производстве шитой обуви.

Традиционная повседневная домашняя и уличная обувь делилась на следующие виды: обувь низких форм, стянутая однослойная обувь формировалась с помощью деформации материала, путем сгибания и стягивания сплошной заготовки вокруг стопы, без пришивной подошвы и каблука, к этому виду относят постолы или лапти (Группа 1.); и сшитая многослойная обувь, которая имела четко очерченную по ступне твердую подошву и пришитые к ней, отдельно выкроенные детали верха – тапочки, туфли (Группа 2.); деревянная обувь (Группа 3), (полусапожки и высокие варианты; Группа 4).

Инструменты сапожника. Начало XIX в. Экспозиция в Музее истории и культуры крымских татар.
Инструменты сапожника. Начало XIX в. Экспозиция в Музее истории и культуры крымских татар.
Старая экспозиция «Сапожная мастерская». Начало ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.
Старая экспозиция «Сапожная мастерская». Начало ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

В повседневном крымскотатарском традиционном костюме были весьма популярны постолы «чарыкъ» (Группа 1). «Чарыкъ» шили из воловьей или овечьей сыромятной кожи, которую заранее просаливали и очищали от шерсти и остатков жира ножом, вымачивали в воде. Благодаря этому, «чарыкъ» были легкими, удобными и одновременно очень прочными. Они состояли из основы (низа и верха) и ремней-завязок для фиксирования на ноге. Подошва была цельнокроеной, модель обуви формировалась за счет деформации кожи под разными углами посредством стягивания (собирания) ее по краям. В конце XVIII – первой половине XIX вв. для изготовления постолов использовали цельный кусок кожи овальной формы шириной 20-22 см, при формировании изделия не использовали соединительных швов. Такая заготовка во время стягивания образовывала большие складки, которые в процессе длительного использования сжимали верхнюю часть стопы, натирали пальцы, образуя потертости и мозоли. С середины XIX в. изменилась форма заготовки для создания «чарыкъ». Для этого стали использовать прямоугольный кусок кожи, где с одной стороны срезали углы для образования закругленной формы задника, а с противоположной стороны оставляли острые углы, соединяя их в передней части изделия, и прочно сшивали их края с внешней стороны стачным швом, чтобы передняя часть была плотно закреплена и не пропускала влагу. По краям всего периметра изделия (первого и второго вариантов) для дальнейшего крепления на ноге равномерно пробивали небольшие сквозные отверстия и пропускали через них шнур (завязку). Она была в виде узких кожаных ремешков длиной 1-3 м. Ногу ставили на заготовку и обтягивали стопу, собирая кожу с помощью длинных ремешков. Заметим, что во время формирования отреза кожи, ногу вместе с изделием опускали в воду, чтобы растянуть и размять кожу заготовки, таким образом, получалась модель обуви, соответствующая форме ступни, сохранявшаяся и после высыхания. Длинные завязки-ремни обматывали ногу спиралеобразно или крест-накрест и скреплялись узлом под коленом. «Чарыкъ» могли быть низкой и высокой формы. Низкий вариант обували на вязаные носки «чорап», более высокий вариант (до щиколотки) носили поверх суконных портянок «булгар сарды» (степные крымские татары). Чаще всего «чарыкъ» были различных оттенков коричневого цвета, не имели правой или левой колодки, поэтому в результате порчи или деформации легко могли меняться местами. Этот тип обуви был распространен среди детей и мужчин (чабанов или пастухов, садоводов, хлеборобов). «Чарыкъ» заказывали кустарям, либо из-за несложного кроя могли изготовить самостоятельно. Постолы обычно не украшались, были весьма популярны в крымском обществе из-за простоты, прочности, комфортности, однако кожа быстро стиралась, поэтому к каждому сезону местные жители заказывали по несколько пар.

«Чарыкъ» - традиционная кожаная обувь. Начало ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.
«Чарыкъ» — традиционная кожаная обувь. Начало ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Продолжение следует.

Чубукчиева Л.З., с.н.с МИККТ  ГБУ РК БИКАМЗ

Прокрутить вверх