«Гарем – услада души.

«Гарем – услада души.

Сегодня вряд ли кому-то придет в голову ассоциировать Бахчисарай с активной театральной жизнью, а когда-то город был не только столицей Крымского ханства, но еще и законодателем в различных сферах жизни – просветительской, культурной, социальной, экономической, духовной. Говоря о средневековых театральных традициях в Крыму, исследователи прибегают к скудным материалам о постановках пьес Мольера, разыгрывавшихся в свое время в Ханском дворце. Однако крымский ученый-искусствовед Заатов И. А. считает, что традиции профессиональных, музыкальных, театрализованных представлений у крымских татар берут свое начало с XIII-XV вв. из дворцов татарских правителей крымского улуса Золотой Орды – города Солхат, ставшего первой столицей Крымского ханства. В этот период в крымском обществе было весьма популярным профессиональное шутовство или скоморошество – масхарабазлыкъ. Масхарабаз (слово иранского происхождения) – скоморох, цирковой артист, обозначает также игру шута, скомороха. Данная традиция в художественную культуру Крыма привнесена из древней культуры иранских и тюркских народов. Известно, что восточные правители брали с собой в походы масхарабазов, наслаждались мастерством артистов. В путевых записках турецкого путешественника Э. Челеби упоминались актеры-насмешники, подражатели (масхарабазы), и при дворе крымских ханов: «… мастера подражания, сладкоречивые и легкие в обхождении, упражнялись в изысканности речи и редким владением словом».

С XV в., когда Крым находился под протекторатом Оттоманской Порты, на полуостров из Турции проник, так называемый театр теней «карагёз» – народно-профессиональный театр объемных и

«Дюрбе Диляры Бикеч». («Мавзолей Диляры Бикеч»).

«Дюрбе Диляры Бикеч». («Мавзолей Диляры Бикеч»).

плоских кукол. Как известно, театр карагёз появился в Турции в правление султана Селима Явуза (Грозного). В 1517 г. султан завоевал мамлюкский Египет, где впервые в Каире он увидел постановку театра теней. Селиму Грозному очень понравился театр теней, он щедро отблагодарил постановщика и пригласил его с собой в Стамбул, предположительно с этого события и началась история карагёза в Турции. В Крыму игру артистов театра теней вполне могли наблюдать во дворцах крымской знати, калги и нуреддин султанов, самого хана, а также на рыночных площадях больших городов – Кефе (Феодосия), Кезлев (Евпатория), Бахчисарай и др.

Очередное упоминание о сценическом искусстве на полуострове находим также в записках Э. Челеби, и связано оно с именем Мухаммеда IV Герая (1610-1674). Мухаммед IV Герай (годы правления 1641-1644, 1654-1666) – образованный, высокодуховный человек, автор ряда поэтических произведений. Творил под псевдонимом Кямиль, Софу (суфий, философ), окружал себя обществом философов, ученых, богословов, с которыми вел беседы. В Бахчисарае им построено текие (обитель) для дервишей ордена Мевлеви, маленькая ханская резиденция близ реки Качи, школы и бани. Доходы от деятельности бани он завещал расходовать на благие дела. Эвлия Челеби подробно описал представления придворных артистов при дворе Мухаммеда IV Герая, игравших на сазах, бубнах, барабанах, цимбалах, исполнявших песни и танцы.

«Ешиль джами». («Зеленая мечеть»).

«Ешиль джами». («Зеленая мечеть»).

Знакомство крымских татар с европейскими принципами театрального искусства началось в середине XVIII в. во время правления Крыма Герая (1717-1769; годы правления 1758-1764, 1768-1769). Один из самых талантливых и образованных правителей, внес огромный вклад в развитие экономической и культурной жизни государства, поощрял геологические разведки в Крымских и Кавказских горах с целью поиска полезных ископаемых и драгоценных металлов. Правление Крыма Герая заслуженно считается эпохой расцвета крымскотатарского искусства, в это время в Бахчисарае появились новые фонтаны и постройки: «Фонтан слез» («Сельсебиль»), мавзолей «Диляры Бикеч», «Ешиль джами» («Зеленая мечеть»). В окрестностях Бахчисарая был создан сад, названный «Ашлама Багъча» («Окультуренный сад») – место для отдыха и гуляний, им же из горных источников был проведен в город водопровод, обеспечивший горожан водой. Крым Герай любил пышность, блеск, придавал огромное значение своим нарядам и внешности, его всегда окружали танцовщики, музыканты, певцы. За свой бесцеремонный характер и веселый нрав правитель получил народное прозвище «Дели хан» (шальной, веселый).

Крым Герай интересовался европейской культурой, новыми разработками, общественной мыслью, пытался внедрить в жизнь Крымского ханства идеи и устройства, принятые на западе. Он настолько увлекался театральными постановками, что даже в походах его сопровождали артисты. На аудиенции, предоставленной посланнику Прусского короля Фридриха Великого – Фон-дер-Гольцу, хан называл себя человеком, любящим умную французскую комедию, и отмечал: «Вы должны присутствовать как-нибудь и на одном из моих концертов, потому что я дорого ценю свою капеллу, состоящую, как вы увидите, из превосходных артистов по всем инструментам. При этом дворе имеется также группа комедиантов и скоморохов, дающих нам прекрасные представления».

Крым Герай был большим почитателем и французской кухни. Во время второго восхождения на Крымский престол (1768-1769) хан получил поздравления и просьбу лично выразить ему добрые пожелания от дипломата барона де Тотта, состоявшего при французском посольстве в Константинополе (современный Стамбул). Хан принял курьера весьма милостиво и просил французского уполномоченного озаботиться относительно ужина в каушанском дворце в день своего прибытия (в резиденции Крыма Герая в Бессарабии г. Каушаны. Ч.Л.). В меню крымский хан пожелал рыбу и хороший французский соус: «Французы умеют ведь готовить соусы лучше всех на свете. Французы – народ горчицы и соуса. Они не только умеют ко всему приготовить соус и тем придать превосходный вкус разнообразнейшим вещам», – отмечал он в своем письме.

«Карагёз» –  театр теней.

«Карагёз» – театр теней.

Во время представления Крым Герай задавал вопросы барону де Тотту о французском театре, особенно о произведениях Мольера. Было понятно, что Крым Герай хорошо знаком с сюжетами и героями французских произведений. Он просил барона де Тотта заказать для него перевод Мольеровского «Тартюфа» на татарский или турецкий язык. Был ли осуществлен заказ крымского хана, этот вопрос до сегодняшнего дня остается загадкой истории.

Последний крымский хан Шагин Герай также был последователем европейского пути развития, но обычно приглашал в Бахчисарай деятелей искусств, художников, актеров, музыкантов из России. О театральном искусстве и постановках в правления других крымских ханов информация не найдена, этот факт открывает перед нами возможность дальнейшего исследования данной темы.

с.н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,

Чубукчиева Л.З.