Чуфут-Кале – один из самых посещаемый «пещерных городов» Юго-Западного Крыма. Наиболее примечательным сооружением «города» является комплекс караимских кенаса, состоящий из двух зданий, выстроенных неизвестным архитектором на краю южного обрыва. Город-крепость с сохранившимися кенаса и расположенным неподалеку некрополем Балта-Тиймэз – является святыней ныне малочисленного народа – крымских караимов.
Кенаса (кенеса, кэнэса) – караимский храм. Название происходит от арабского «каниса» – немусульманский собор и от тюркского «кенеш», «кэнэш» – совет, наставление.
Караимские кенаса смотрятся единым архитектурным комплексом, но охранные доски, установленные на зданиях, указывают на то, что построены они в разное время. Большая или Соборная кенаса традиционно датируется XIV веком, а Малая – XVIII в. Датировку зданий можно считать условной или приблизительной, так как полноценных фундаментальных исследований храмов не проводилось. Литературные источники говорят, что впервые датировка введена в 1920 году известным крымским историком Л. Бертье-Делагардом. Исходя из своих заключений о том, что караимы попали в крепость вместе с татарами, автор предположил, что Большая кенаса не могла появиться ранее XIV века. Малая кенаса, по его мнению, построена в XIX в.
Возведение Малой кенаса многие современные авторы связывают с переселением в Чуфут-Кале караимов из Мангупа, и перенесением ими некоторых архитектурных деталей прежнего храма в XVIII в.
Караимский историк, газзан (священнослужитель) Севастополькой кенаса Т. С. Леви-Бабович (1879-1956) также относит время постройки Соборной, или Большой кенаса «по архитектурным соображениям» к XIV в., но считает, что Малая кенаса древнее, и соответственно возведена до Соборной. Важно, что в своей работе Леви-Бабович указывает дату последней перестройки Соборной кенаса в 1613 г. и реставрацию Малой кенаса в 1896 г.
Крымские архитекторы В. Даниленко и Е. Крикун, ознакомившись с храмовым комплексом, отметили: «Точное время постройки первого храма караев в Крыму неизвестно». Авторы предполагают, что произошло это в период расцвета крымской Хазарии. А уже «в XIV в. храм подвергся основательному ремонту, исходя из чего время его строительства иногда необоснованно относят к этому периоду».
Сегодня караимские кенаса Чуфут-Кале вновь нуждаются в реставрации. Архитекторы ООО «Кирамет», обследуя состояние Большой кенаса, пришли к выводу о том, что ее строительство осуществлялось в два этапа. До 1613 года она, вероятно, была меньших размеров. Об этом свидетельствует заложенный дверной арочный проем в женском дворике и сохранившиеся более ранние ступени, некогда ведущие на женский балкон. С западной стороны храма обнаружена заложенная арочная дверь.
Первоначально, при строительстве Большой кенаса, для резонанса использовались кувшины-голосники с узким горлом, вмонтированные в стены здания. При реконструкции – увеличении храма – в так называемый второй период строительства используемые голосники отличаются по форме. Их тулово более узкое и продолговатое, что свидетельствует о том, что они изготовлены в разное время.
Шурф в женском дворике Малой кенаса позволил сделать некоторые уточнения в плане коммуникаций. Так, через угол здания Малого храма из мужского в женский дворик под небольшим уклоном к обрыву выведен водоотводный лоток для слива дождевой воды. Лоток предусмотрен для предотвращения попадания осадков под здания храмов.
Не менее интересным обнаружением стал так называемый слой известкового раствора вперемешку с каменным тесом (слой примерно в 5 см), отмечен в том же шурфе на уровне пола здания (глубина около 60 см). Этот факт говорит о ремонте кенаса, по всей видимости проходившем в XVIII в. Что же касается фундамента храма, то он выполнен из более массивных известняковых блоков, выдающихся вперед примерно на 20 см и сложенных на глиняном растворе. Это дает основания предполагать, что выстроено здание на более старом фундаменте.
На начальном этапе раскопа шурфа, на глубине залегания около 40 см, архитекторы обнаружили интересную находку – часть облачения священнослужителя – газзана, в том числе кисти из металлизированной нити и нашивки на чичит (араба кенафот) – молитвенный шарф караимского священнослужителя. Находки переданы в фонды ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник».
Кто знает, сколько еще тайн хранят дворики караимских храмов Чуфут-Кале?!
Ирина Баккал,
специалист по экспозиционной и выставочной деятельности ГБУ РК БИКАМЗ