«Что такое милостыня, пожертвование? Это помощь знающего незнающему, здорового больному, богатого бедному. Какую цель имеет милостыня? Получить награду от Аллаха?… Нет, цель милостыни – помощь ближнему, а божественная награда за то – лишь последствие этого нашего деяния».
И. Гаспринский, «Переводчик-Терджиман», 1884 г.
В 1891 г. почти 20 губерний Российской империи поразил небывалый голод, которому предшествовал самый крупный в истории страны неурожай, вызванный аномальной погодой – ранней суровой и сухой зимой. Став настоящим народным бедствием, голод 1891–1892 гг. погубил более 400 тыс. человек.
Помощь бедствующему населению оказывалась на разных уровнях: от правительства до конкретных лиц. Имея существенное влияние на мусульманское население конца XIX – начала ХХ вв., не остался в стороне и Исмаил Гаспринский. В сентябрьском номере газеты «Переводчик-Терджиман» за 1891 г. в статье «Хлеба и крошек» он писал: «Вспомним, что в холодных и сравнительно бедных губерниях севера России очень много голодающих и в числе их не мало мусульман. Там скоро будет лютая зима; не будет ни работы, ни хлеба. Голод, болезни и мучительные страдания поразят многие семейства, у матерей не будет молока, у отцов хлеба для плачущих детей! Поможем им; поможем чем можем…». «Если каждый дом Бахчисарая даст по хлебу – то легко соберется более 2000 хлебов! А кто не даст одного домашнего хлеба для голодающих братьев? Все дадут». Жертвуемый хлеб предполагалось высушить и в виде сухарей отправить в нуждающиеся регионы. Это было самым простым и действенным решением.
Сбор хлеба в Бахчисарае начался через неделю при содействии полицеймейстера А. Г. Иваненко и городского головы Мустафы мурзы Давыдовича.
13 сентября 1891 г. газета «Переводчик-Терджиман» сообщала, что прием хлеба начат в помещении под городской управой. Пожертвование хлеба и сухарями начали бахчисарайцы – Эмир Усеин Маламан и Аджи Усейн Арасталы.
19 сентября 1891 г. в газете И. Гаспринского был дан первый отчет по сбору: «Уже более недели, как в г. Бахчисарае успешно идет сбор хлеба и сухарей для голодающих. Бедные и богатые, русские, мусульмане, евреи, караимы и цыгане несут свою лепту, свой кусок хлеба». К концу первой недели сбора было подготовлено более 150 пудов (2 457 кг) сухарей.
Начиная с сентября все пекарни Бахчисарая, бесплатно сушили жертвуемый хлеб, а все извозчики доставляли пожертвования к месту сбора.
Бахчисарайцы пытались помочь не только хлебом. Служащие по общественному управлению г. Бахчисарая и вообще получающие какое-либо жалование из городских средств согласились жертвовать ежемесячно в пользу голодающих 2 процента со своей заработной платы. А служащие типографии газеты «Переводчик-Терджиман» согласились жертвовать сообща три рубля ежемесячно на поддержание в течение 10-ти месяцев какой-либо семьи в Казанском уезде по выбору Галимджана Баруди – основателя и руководителя медресе «Мухаммадия». К слову, в 1891 г. стоимость одного хлеба была равна 15–20 копейкам.
Вскоре к бахчисарайским жителям присоединилось дерекойское мусульманское общество, которое через своего имама Сулеймана эфенди прислало в редакцию газеты И. Гаспринского 128 рублей для изготовления сухарей в помощь голодающим.
Не остались в стороне мусульмане Алушты. Так, хатиб деревни Корбек – Абдурешит эфенди предоставил 62 рубля пожертвований. Кроме того, им же было собрано до 100 сюртуков табака, который через публичную продажу был обращен в деньги. Полученные средства, в виде сухарей были присоединены к пожертвованиям бахчисарайских жителей.
Сбор хлеба в Бахчисарае был настолько успешным, что о нем упомянули в симферопольской газете «Крым». Успех приписывался влиянию газеты «Переводчик-Терджиман». От похвалы И. Гаспринский отказался, отметив что «успех всякого дела зависит прежде всего от характера самого дела».
3 октября 1891 г. И. Гаспринский через газету «Переводчик-Терджиман» призывал к милосердию мусульман Кавказа, Закавказья, Степных областей и Туркестана. Иногородние читатели могли высылать пожертвования деньгами на имя редакции. И. Гаспринский обещал, что каждое пожертвование будет опубликовано в «Переводчике» и пойдет на покупку хлеба и сухарей для нуждающихся. Свое слово редактор сдержал. Практически в каждом номере газеты он упоминал о любом пожертвовании в пользу нуждающихся «дабы добрые люди помолились за жертвователя».
19 декабря 1891 г. газета «Переводчик-Терджиман» сообщала, что пожертвованные жителями г. Бахчисарая и окрестностей хлеб и сухари в пользу голодающих были отправлены полным вагоном в г. Златоуст. Дело в том, что еще в сентябре 1891 г. И. Гаспринский получил письмо о помощи из Челябинского уезда, Оренбургской губернии Ичкинской волости от имени Биш-Аульских жителей. В письме сообщалось, что вследствие неурожаев с 1888 г., вся местность буквально не имеет горсти хлеба и пучка соломы. Собранные бахчисарайцами пожертвования были отправлены для раздачи голодающим Ичкинской и Иванковской волостей, Челябинского уезда Оренбургской губернии.
Сеитмеметова С. А.,
старший научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ