«Курильница – прибор для сжигания благовонных курительных веществ в комнатах».

Именно так, кратко и немногословно словарь Ушакова передаёт нам назначение этих удивительных по своему изяществу предметов декоративно-прикладного искусства.

Курильницы из бахчисарайской коллекции в основном, имеют иранское происхождение и датируются XVIII в. Всего их насчитывается 18, из которых 10 были переданы Государственным Эрмитажем в 1957 году.

Традиции воскурений благовоний, сжигание всевозможных пахучих смол и других веществ знакомы человеку с древности, особенно в медицинской практике и культовых отправлениях – вспомним кадильницы у христиан. Но, бесспорно, в большей степени курильница является атрибутом восточной роскоши.

Ещё в VI в. во дворцах иранских правителей существовали немалые штаты мастеров, украшавших покои шахов своими произведениями. Так, иранский Хорасан особенно славился своими изделиями из бронзы, а ещё были мастера из Дамаска. Среди их творений настоящего совершенства достигали изделия из металла: подсвечники, кувшины, вазы, письменные приборы и, в том числе, курильницы для благовоний.

Нередко мастера придавали курильницам форму птиц и животных, в чём сказываются традиции сасанидского и согдийского искусства, и это имело место вплоть до XIV в., ведь в Иране никогда не соблюдался запрет на изображение живых существ, как то предписывает Ислам.

В процессе изготовления курильниц применялись такие техники как литьё и торевтика (чеканка, гравировка и резьба), широко использовалась инкрустация металлами, камнями, эмалью. Сюжетами для изображений на иранских курильницах обычно становились сцены охоты правителя: сидящего верхом, убивающего зверя или дракона, или же шах изображался сидящим на великолепном троне.

Такой же печатью придворного искусства отмечены и курильницы из бахчисарайской коллекции. А ещё на них немало изображений собак, гоняющихся за зайцами – возможно, владельцем предмета когда-то был охотник.Кроме фигур людей и животных, часто встречаются фантастический и тератологический (от τέρατος – уродство) орнаменты. Мы видим не только быков, лошадей, зайцев, львов, медведей, драконов, змей, но и других звероподобных, которых не всегда можно «идентифицировать». Иранское искусство славится обилием этих чудовищ, что связано с зороастризмом – популярной в Иране древней религией.

Все изображения этих придворных и иных жанровых сцен довольно плоскостные, обрамлены растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментом, заполняющим поверхность до миллиметра, и выполненным на высочайшем художественном уровне.

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.

Справка:

  • Сасаниды — династия персидских правителей (шахиншахов), правивших в Сасанидской империи с 224 по 651 годы.
  • Согдиана — историческая область в Средней Азии в междуречье Окса и Яксарта. Ныне территориально разделена между Узбекистаном (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистаном (Согдийская область).