В фондовом собрании ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» хранится картина И.А. Нафиева «Эски-Кермен», переданная автором в дар музею.

Работа написана в 1997 году на холсте масляными красками, ее размеры: 74х85 см., относится к фантастическому жанру. Автор сделал эскизный набросок во время просмотра телепередачи, в которой на фоне Эски-Кермена рассказывалось об истории и жителях пещерного города, расположенного в Юго-Западном Крыму. Сделав набросок, художник неоднократно возвращался к холсту, дорабатывая его. Свои впечатления от виртуальной экскурсии по «старой крепости» Ирфан Аметович отобразил на холсте «Эски-Кермен».

В картине в основном преобладают приглушенные серые тона, однако с помощью специальных художественных приемов мастер передает зрителю единую завершенную композицию. При детальном знакомстве с картиной можно рассмотреть широкие и объемные мазки, нанесенные при помощи инструмента «мастихина» – художественного шпателя. Опытный художник этим нехитрым приспособлением может отобразить контрастные переходы цвета и тона, а также выделить свет и блики, именно то, что мы видим в работе И.А. Нафиева «Эски-Кермен». Для придания завершенности картине художник изображает парящих над городом птиц, одну из которых помещает на передний план.

Говоря о художественном замысле, который автор передает зрителю, следует отметить не только любовь И.А. Нафиева к родному краю, но и сакральное значение в изображении ворон – мудрых птиц, олицетворяющих историю прошлого, связывающих материальный мир с миром духов.

История и живописная местность крепости вызывает большой интерес у путешественника (Эски-Кермен в переводе с крымскотатарского – «старая крепость»). С пологой южной стороны на городище вела колесная дорога, с восточной, западной и северной сторон – пешеходные тропы с калитками. Всего на городище насчитывается около 360 пещерных сооружений оборонительного, культового и хозяйственного назначения. Среди прочих строений было около 600 усадеб, а население города составляло не менее 2500-3000 человек. Археологические исследования показали, что крепость была основана в конце VI в. византийцами. Все изученные усадьбы погибли в пожаре конца XIII века, а последние жители покинули Эски-Кермен примерно в середине XIV века. Особый интерес представляет осадный колодец и пещерные церкви «Храм Трех Всадников» (ХII – начала ХIII в.), «Церковь Успения» (рубежа ХIII-ХIV вв.), в которых сохранилась фресковая роспись.

Автор работы – заслуженный художник Крыма, член Национального союза художников Украины, председатель Ассоциации крымскотатарских художников, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова, друг Бахчисарайского музея-заповедника. Его работы занимают достойное место в выставочных проектах музея.

Зав. отделом Художественный музей,

Качка Д.Э.