Довольно тесно связанными между собой по принципу использования мотивов являются  такие виды орнамента как фантастический, тератологический и  гротеск. Два последних термина станут понятнее при переводе: τέρατος значит чудовище, уродство. С гротеском тоже понятно – его первые образцы были обнаружены в эпоху Возрождения при раскопках подземных помещений-гротов, отсюда и название. У гротеска, правда, есть особенность, отличающая его от других –  немыслимое сочетание декоративных мотивов и живых существ (цветы с человеческими лицами, деревья с глазами и пр.)

История фантастического орнамента насчитывает столетия. Такой орнамент с изображениями сцен из жизни животных был очень свойствен народам Древнего Востока. Позже он стал популярен в эпоху средневековья, поскольку тогда религия запрещала изображение живых существ. В основе его – выдуманные сюжеты и фигуры, кажущиеся нам порой плодом больного воображения. Однако, чаще всего, они несли символический смысл либо мифологическое содержание.  Вспомним кентавров, химер, грифонов, мантикор, богов Древнего Египта с телами людей и головами животных и т.д.

Этот примечательный орнамент мы можем наблюдать и в бахчисарайской музейной коллекции. Речь идёт о предмете, имеющем, предположительно, иранское происхождение. Ваза из медесодержащего сплава, украшающая сегодня экспозицию Ханского дворца, поступила в музей в 1924 году из Коккозского имения князя Феликса Юсупова. Являющая собой замечательный образец декоративно-прикладного искусства, она также представляет интерес для исследователей.

Поверхность её тщательно орнаментирована, причём в орнамент растительного характера помимо достаточно реалистичных изображений людей, птиц и животных, мастерски вписаны ещё и  фигуры удивительных существ: людей с головами собак, ослов, слонов, зайцев, представителей кошачьих, а также других, которых трудно с кем-либо ассоциировать – настолько они необычны.

История этих удивительных «фантазий»  уходит в глубокую древность. Так, о людях с собачьими или шакальими головами как о реальных существах писали Плиний, Павел Диакон, Марко Поло и другие историки древности, а изображения людей с ослиными ушами встречаются довольно часто, причем в очень удаленных друг от друга регионах: на скале у реки Иордан и недалеко от Глауберга в Германии. Одними из популярных и довольно «интернациональных»  существ, известных  в мифологии славян, армян, татар, грузин, народов Малой Азии, Урала и многих других, являются дэвы. Особенно обилием этих звероподобных чудовищ славятся иранская мифология и изобразительное искусство, что связано с зороастризмом – популярной в Иране древней религией. Наиболее могущественным из всех дэвов, согласно героической поэме «Барзу-наме», является Акван-дэв, изображающийся  с головой слона, длинными волосами, пастью кабана и прочими устрашающими особенностями.

Известно, что обязательное присутствие звериных морд в орнаменте многие исследователи объясняют верой в их магическую силу, оберегающую человека. Кроме того, художники веками отображали языком аллегорий и символов окружающий мир, и именно в образах животных они раскрывали свои религиозные и мировоззренческие представления.

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.