Сегодня российское сообщество празднует 170-летие со дня рождения Исмаила Гаспринского (1851-1914) – одного из самых крупных и известных во всем мире тюрко-мусульманских мыслителей Нового времени, которого называли «Отцом нации» и по праву считали одним из основоположников джадидизма. В числе его заслуг – реформирование системы образования, учреждение всероссийской мусульманской газеты «Терджиман» («Переводчик»), многолетняя работа по консолидации мусульманской общины России, создание единого литературного языка – тюрки, раскрепощение женщины-мусульманки. Личность мыслителя, философа и политика И. Гаспринского имеет большое значение для истории и культуры крымскотатарского народа, тюркских народов и всего мусульманского мира. Его прогрессивные идеи популяризировались и внедрялись в Крыму и в других регионах России. Деятельность просветителя была бы невозможной без поддержки единомышленников и соратников. Самыми близкими и искренними его помощниками являлись женщины семьи Гаспринских – жена, дочь, сестра.

Неоценим вклад И. Гаспринского в систему народного образования. Реформы конфессионального образования, пропагандируемые им, были направлены на улучшение существующей системы, а самое главное – внедрение обучения в женское общество. Так, например, в 1884 г. в Бахчисарае была открыта первая школа для мальчиков, в которой обучение велось по новому методу. В 1893 г. открылась новометодная школа для девочек в приходе Шах-болат (г. Бахчисарай, современ. ул. Речная). Примечательно, что руководителем и учителем в школе была родная сестра И. Гаспринского Пемпе Болатукова. О ней известно, что 12 лет П. Болатукова успешно трудилась на ниве женского образования. К сожалению, нами не найдено других сведений о ее биографии, известно лишь, что она умерла 26 марта 1905 г.

Под влиянием крымских в других регионах России стали открываться новометодные школы как для мальчиков, так и для девочек. Постепенно, новометодные школы для девочек были созданы в г. Таре (Сибирь), в деревне Джав-Баш и Татарбае (Казань), в Касимовском уезде, в Уфе, в Елизаветпольской губернии (Азербайджан) и др.

В культуре крымскотатарского народа И. Гаспринский стал основателем национальной периодики. Он несколько лет добивался разрешения на предоставление возможности издавать газету на крымскотатарском языке. Им было предпринято несколько попыток для издания национальной периодической печати. Через некоторое время после длительной борьбы за создание собственного издания 10 апреля 1883 г. вышел первый экземпляр двуязычной крымскотатарско-русской газеты – «Переводчик-Терджиман». С этого времени газета играла серьезную роль в культурной и общественно-политической жизни крымских татар, на ее страницах особое место занимали статьи, посвященные женскому вопросу. С момента становления и развития «Терджимана» надежным помощником И. Гаспринского являлась супруга Зехра Акчурина-Гаспринская, представительница известного рода татарских промышленников. Она получила прекрасное по тем временам татаро-мусульманское и русское образование. Знание языков в дальнейшем пригодилось в издательской деятельности, З. Гаспринская нередко выполняла работу корректора в газете «Терджиман». З. Акчурина-Гаспринская полностью поддерживала начинания своего мужа не только морально, но и материально, отдав на издание газеты приданное и украшения, перешедшие к ней от матери. О ее деятельности Р. Фахретдин писал: «В течении пяти-шести лет она одна занималась всеми письменными делами газеты, в частности, проблемами подписки на «Терджиман», получением и рассылкой разных бумаг, вела приходную книгу». З. Акчурина-Гаспринская занималась не только издательской деятельностью, она уделяла внимание и вопросам просвещения. В 1893 г. она открыла в Бахчисарае бесплатную школу рукоделия для мусульманок, где заведовала лично.

Позже под руководством И. Гаспринского выпускалось еще несколько периодических изданий. Особое место в этом списке занимает первое специализированное периодическое женское издание «Алеми нисван» («Женский мир»), которое также издавалось под руководством просветителя. На сегодняшний день известны три попытки создания женского журнала. Первая была предпринята супругой И. Гаспринского в 1887 г., вторая в 1891 г., третья и последняя в 1905 г.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, согласно которому народы империи приобрели политические свободы. В нем провозглашалась неприкосновенность личности, свобода союзов, собраний, партий. И. Гаспринский был убежден, что подписанный документ поспособствует прогрессу и правоспособные граждане легко и быстро пойдут по пути развития и благосостояния. К этому радостному событию редактор приурочил издание журнала «Алеми нисван». На страницах «Терджимана» он писал: «Чтобы отметить этот великий лучезарный день посильной славой, объявляем нашим дорогим читателям, что во славу и память его мы, если что не помешает, приступим к изданию специального еженедельного журнала…, начав тем самым освещение этого нашего мира общечеловеческими и полезными знаниями».

В ноябрьском номере «Терджимана» была опубликована рекламная статья, сообщающая о программе планируемого издания. В ней говорилось о том, что редактором-издателем журнала был И. Гаспринский, заведующей редакцией и конторой назначалась Ш. Гаспринская. С самого начала издания «Алеми нисвана» Шефика Гаспринская совмещала должность редактора и журналиста. Выбор И. Гаспринского был не случайным, рядом с ним находился подготовленный специалист. Во-первых, Ш. Гаспринская была хорошо образованна. Кроме программы новометодного мектеба (школы), она прекрасно знала русский язык. Образованием детей Исмаил-бей занимался лично, кроме того, приглашал учителей домой. Во-вторых, с самого детства она проводила много времени в типографии «Терджимана», делила работу с отцом, училась всем тонкостям издательского дела.

«Алеми нисван» в начале ХХ в. был единственным специализированным периодическим женским изданием. Его ценность заключалась не только в его эксклюзивности, но и в том, что сами носители культуры и традиций рассказывали о жизни и статусе женщины. Они, как никто другой, честно и открыто излагали жизненные перипетии, из которых складывалась целостная картина исторического прошлого мусульман России рассматриваемого периода.

Под влиянием «Алеми нисвана» стали появляться женщины-писательницы и журналисты из мусульманской среды. Так, например, последовательницей прогрессивных идей была учительница и поэтесса из Казани М. Музаффария (1873–1945 гг.), которая в своей деятельности опиралась на крымские периодические издания. М. Музаффария была учительницей, которая применяла в обучении новый звуковой метод, она боролась за просвещение женщины. В ее произведениях, увидевших свет в 1906–1917 гг. на страницах татарских газет и журналов, поднимался вопрос равноправия, эмансипации, свобод мусульманки.

Известной преемницей Ш. Гаспринской в женской журналистике была Ф. Вагапова-Наурузова (1889–1914 гг.) – учитель, публицист, журналист, общественный деятель. Она также увлекалась чтением газеты «Терджиман», а в 1912 г. Ф. Вагапова-Наурузова вместе со свои мужем стала издавать газету на татарском языке под названием «Сибирия».

Следует отметить, что активная жизненная позиция, поддержка со стороны отца способствовали становлению личности Ш. Гаспринской – лидера крымскотатарского женского движения в Крыму. Она достигла больших результатов в вопросах просвещения, общественного и политического участия мусульманки в жизни родного края. Сама Ш. Гаспринская являлась участницей Всероссийского мусульманского съезда, проходившего в Москве в мае 1917 г., делегатом I Курултая крымскотатарского народа, организатором педагогических курсов, возглавляла Бахчисарайский мусульманский женский комитет и др.

Таким образом, передовые идеи И. Гаспринского поддерживались, прежде всего, членами семьи, а именно женщинами семьи Гаспринских – женой, дочерью, сестрой. Они искренне и самозабвенно пропускали через себя и внедряли в жизнь лучшие идеи великого просветителя. Каждый внес свой вклад в развитие и процветание родного Крыма. Под влиянием прогрессивной деятельности Исмаила и Шефики Гаспринских, а также их единомышленников в Крыму получил развитие женский вопрос, постепенно о проблемах мусульманок заговорили во всех регионах России.

Ст.н.с. БИКАМЗ, Чубукчиева Л.З.

Литература:

1. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению : крат. биогр. очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914); вступ. статья А. Р. Эмирова. Симферополь: Доля, 2000. 328 с.

2. [Заметка] // Терджиман. 1905. № 85. 21 октября.

3. [Заметка] // Терджиман. 1905. № 98. 28 ноября.

4. И. Гаспринский. Историко-документальный сборник /Сост. С. Рахимов. Казань: «Жыен». 2006. 544 с.

5. Махмутова А. Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение). Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 254 с.

6. Махмутова А. «Ощущение было такое, как будто всего меня ошпарили кипятком» (Зухра и Исмаил Гаспринские) // Гасырлар авазы (Эхо веков). 2014. № ¾. С. 118-125.

7. Некролог // Терджиман. 1905. № 23.

8. Обучение девочек // Терджиман. 1896. № 36. 15 сент.

9. По учебному делу // Терджиман. 1889. № 31. 26 авг.

10. Призыв к обучению женщин // Терджиман. 1897. № 21. май.

11. Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар / Ред.-сост. Ш.С. Сейтумеров. Том I. Бахчисарай-Симферополь: ООО ФОРМА, 2016. 168 с.

12. Hablemitoğlu Ş., Hablemitoğlu N. Şefika Gaspıralı ve Rusyada türk kadın hareketi (1893-1920). Ankara, 1998. 672 s.