Женский вопрос в тюрко-мусульманском обществе России во второй половине XIX в. был обусловлен рядом как объективных, так и субъективных причин. В этот период стал активно подниматься вопрос просвещения, эмансипации, прав женщины-мусульманки. Особое внимание уделялось образованию, стали открываться женские школы, курсы. Появилось первое специализированное периодическое издание для мусульманок журнал «Алеми-нисван» («Женский мир»). Следующим шагом было участие женщин-мусульманок в общественной, благотворительной и культурной жизни полуострова. Стали учреждаться женские комитеты с уставами, программами, целями и задачами. Основательницами и активистками крымскотатарского женского движения принято считать Ш. Гаспринскую, Д. Булгакову, А. Исхакову.

 Круг женщин-общественниц не ограничивался упомянутыми именами. Была целая плеяда женщин, которые проявили себя в таких сферах, как благотворительность. Известно, что к концу XIX в. в России были созданы Общество попечения о молодых работницах (1897 г.), Общество улучшения участи женщин (1899 г.), Русское женское взаимноблаготворительное общество (1899 г.) и др. Благотворительность позволяла женщинам беспрепятственно действовать в сфере общественной жизни, так как она всегда поддерживалась государством и церковью. Сначала в ней принимали участие женщины из царской семьи, затем благотворительность получила более широкое развитие.  Это были первые женские организации, в которых, кроме благотворительных целей, поднимался и вопрос равноправия женщин. Благотворительная деятельность была достаточно развита и популярна в мусульманской среде Крыма. Первая филантропическая акция в Таврической губернии была зафиксирована в Симферополе в 1812 г., а в 30-е гг. XIX в. практика сбора средств в пользу бедных стала регулярной. Среди крымских татар губернии была также распространена благотворительность, которая предписывалась исламом и выражалась в традиционных для мусульман формах – закат (налог в пользу нуждающихся), саадака (милостыня, форма, закрепленная Кораном) и др.

В 1853 г. в Бахчисарае крымские татары основали первое в губернии мусульманское благотворительное заведение для опеки 30 мужчин и 40 женщин, при котором планировалось открыть сиротское отделение, где дети могли бы учиться ремеслам. Это заведение не было открыто из-за начала Крымской войны. В 1898 г. было создано Крымское благотворительное общество в Симферополе для помощи нуждающимся крымским татарам. Подобные благотворительные общества были популярными среди всего мусульманского населения Российской империи. Благотворительные организации под руководством как мужчин, так и женщин стали открываться во всех регионах России. Известно, что мусульмане оказывали помощь пострадавшим от Семиреченского землетрясения, Стамбульского пожара, голодающим соотечественникам, а также взаимную поддержку в деле культурного развития, в общественной деятельности. В 1898 г. мусульманское благотворительное общество было создано в Санкт-Петербурге. Целью его являлось вспомоществование и презрение беднейших из мусульман, содействие бедным ученикам-мусульманам к поступлению или завершению образования в средних и высших учебных заведениях. В отчете данного общества за 1901–1902 гг. в списке действительных членов значилось две женщины – А. Тальковская, жена полковника, и М. Халитова, жена инженера путей сообщения. В 1908 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество распространения просвещения среди мусульман, учредителями которого являлись две мусульманки – У. Сеид-Гиреевна, жена генерал-майора, и М. Ибрагимова-Шамиль, вдова генерал-майора. С. Фаизов отмечал, что в начале ХХ в. в России повсеместно учреждались руководимые женщинами из состоятельных семей благотворительные и просветительские общества. Так, в 1907 г. была создана первая татарская женская организация «Уфимское мусульманское женское общество». Позже, в 1912 г., подобное общество было открыто в Оренбурге.

В Крыму в 1914 г. на собрании, посвященном сбору пожертвований в пользу русской армии, У. Боданинский выдвинул предложение создать отдельный мусульманский женский кружок для изготовления одежды и перевязочных материалов раненым и больным воинам. Эта идея была принята и поддержана всеми участниками собрания. В Таврической губернии действовал еще один Дамский кружок для вспомоществования пострадавшим воинам. Несмотря на то, что Дамский кружок был открыт не мусульманками, в отчете о его деятельности значились крымскотатарские имена, которые также вносили свою лепту в благородное дело. В основном, деятельность всех перечисленных выше благотворительных организаций была направлена на развитие и поддержку образования, а общества, получившие широкое распространение в годы I мировой войны, выполняли свою основную задачу – помогали раненым. Участие женщин в благотворительной деятельности способствовало их самоорганизации, а также социальной активности. Благотворительная деятельность была начальной ступенью в деле раскрепощения мусульманки. Следует отметить, что каноны ислама призывали к благотворительности всех без исключения. Таким образом, участие мусульманок в благотворительности не вызывало у клерикалов недовольства и противостояния.

Чубукчиева Л.З.,

старший научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ

Arrow
Arrow
Slider