Традиционный костюм является ярким памятником духовной и материальной культуры любого народа. Крой, ткань, декор костюма несут важную информацию об истории, культуре, традициях, социальном положении края, региона, народа. В фондах Бахчисарайского музея-заповедника сохранилась богатая коллекция традиционного крымскотатарского костюма, большую часть которой составляет женская одежда. Особого внимания заслуживают манжеты рукавов – енъ къапакъ, придававшие нарядность женскому платью.

ФОТО 1 (2)

Манжеты платья являлись важной деталью в традиционном женском костюме, прикрывали тыльную сторону рук, богато украшались вышивкой, декором. Енъ къапакъ обычно были двух типов – отворачивающиеся, т.е. являющиеся продолжением рукава платья, или пристегивающиеся. Известно, что особой популярностью пользовались манжеты, изготовленные бахчисарайскими вышивальщицами.

Рисунок 1.

Рисунок 1.

По форме различали два вида манжет – трапециевидные и прямоугольные. В работе исследователя Усеиновой С.Р. представлена полная характеристика и описание видов манжет, которая полностью применима для Бахчисарайской коллекции, в связи с чем, в данной статье будем опираться на существующую схему. Таким образом, трапециевидная форма подразделена на высокую и низкую форму. Нижняя узкая сторона трапеции выполнялась ровной, закругленной (выпуклой или вогнутой), V-образной для большего прилегания к запястью, а боковые стороны ровные или слегка закругленные. По краям манжеты декорировались вышитым тонким, либо широким зубчатым или волнистым кантом, который обычно повторял цвет самой вышивки. Встречаются манжеты, обрамленные металлизированной тесьмой шерт. Рис.1.

 Они выполнялись на плотной бумажной основе с шелковой подкладкой. Лицевая сторона могла быть бархатной, реже – атласной. Цвет ткани, в основном, соответствовал цвету платья, однако сохранилось немало вариантов, в которых манжеты выполнены из ткани другого цвета. Манжеты могли быть бордового, красного, темно-синего, фиолетового, зеленого, синего цветов.

ФОТО 3 (2)Манжеты прямоугольной формы появились к концу XIX в., имели закругленные углы, рельефный низ в виде волнистого, зубчатого, фестончатого или сложного края, прилегающего к запястью и декорированного металлической мишурой калабдан. Рис.2.

Рисунок 2.

Рисунок 2.

 Орнаментальные мотивы, использовавшиеся в вышивке манжет, выстраивались в определенном порядке. В центральной части енъ къапакъ, чаще всего изображался зигзагообразный мотив эгри дал, состоявший из трех групп элементов: направляющей ветки, основных форм, мелких и средних деталей. В орнаментации характерны простые вышитые композиции в виде одного цветка (незабудки, ромашки, тюльпана), веточки и букетика и сложные, состоящие из мотива «древа жизни» или его разновидности «вазона». Зафиксированы композиции с использованием волнистой линии сув (вода), дополненной цветами или узором, выложенным золотой тесьмой. Для манжет характерно использование крученой металлической мишуры калабдан и блесток пул, оформление золотой тесьмой, в которую иногда добавляли черную нить. Основная композиция обычно подчеркивалась у нижнего края узкой непрерывной полоской шитья, которая объединяла весь узор в единое целое.

ФОТО 5 (2)Орнаментальный декор манжет выполнялся в основном в двух техниках: высокое шитье золотом мыкълама и золотными или серебряными шнурками букме. Высокое шитье золотом мыкълама выполнялось золотными или серебряными нитями по плотным тканям: сукну, бархату, атласу, коже, грубым бумажным материям.

 В эпоху Крымского ханства орнаментному шитью обучались не только женщины, но и мужчины. Вышивальщики «казасы» имели зарегистрированный цех ремесленников. Мужчины-вышивальщики выполняли трудные, громоздкие и тяжелые по технике шитья работы, такие, например, как чепраки для лошади, походные палатки ханов, большие пристенные подушки, одежду для хана и всей придворной знати.ФОТО 7 (1)

Работа над подобными громоздкими предметами требовала сил и выносливости и была под силу мужчинам. Особую популярность и пышность техника мыкълама имела в период расцвета Крымского ханства. В последующем, с падением ханства данное орнаментальное шитье использовалось для украшения мелких предметов (подвязки для носков, футляры для монет, табака, часов, манжеты), деталей одежды. Все больше технику мыкълама стали применять женщины, для этого использовали деревянные пяльцы джильде. Шитье мыкълама имело предварительный настил, придававший вышивке выпуклую форму. В XVII-XVIII вв. в качестве настила применяли толстые крученые нитки желтого под золотные и белого цвета под серебряные нити, что позволяло сохранить общую тональность цвета. К концу XVIII – началу XIX вв. в качестве настила стали применять плотную бумагу или картон. После подготовки настила по всему рисунку, приступали к накладке поверх него металлической нити телль или калабдан – мишура, скрученная на шелковую или бумажную нить. Законченная работа производила впечатление высокого рельефа.

Орнаментация нарукавников техникой шитья букме выполнялась позолоченными или посеребренными шнурками, которые накладывались поверх нанесенного на ткань рисунка, крепились подобранной в тон рабочей нитью снизу. Данная техника также как и мыкълама выполнялась по плотным тканям. Узор создавался из непрерывно уложенного по округлым линиям вьющегося шнурка. В связи с этим, все орнаментальные изображения получались сильно стилизованными, лишь по контуру напоминающими тот или иной мотив. Шитьем букме украшались части костюма, не касающиеся тела, в основном, верхняя одежда: выходной кафтан, женские и мужские короткие курточки, а также манжеты, кисеты для табака, подвязки для мужских носков, коробочки для папирос, туфли.

ФОТО 8Традиционная вышивка на манжетах дополнялась бисером, канителью, жемчугом, создавая эффект особенной роскоши. Из дополнительных видов орнаментного шитья стоит сказать о шитье блестками – пул. Пул – малые металлические блестки серебра или золота, нашивались по начерченному узору на тонких праздничных женских головных покрывалах, на шапочках фес, на кисетах, манжетах. Шитье пул придавало одежде нарядность.

Шитье жемчугом было распространено среди зажиточных крымских татар. Из мелкого жемчуга изготавливались нагрудные сетки к женскому кафтану, низались кисти для женских шапочек фес, делались подвески-соединения от одной серьги к другой (речь идет о серьгах герданлы купе Ч.Л.). Им же богато украшались нарукавники женских платьев, воротники мужских праздничных курточек. Зажиточные крымские татары в вышивке использовали нашивные драгоценные камни, бедняки заменяли их блестками пул.

Шитье бисером, жемчугом, камнями выполнялось только по плотным тканям, так как при шитье этими материалами требовалось применение рабочей нити. Закрепление нитей при шитье жемчугом очень заметно с изнанки, поэтому к шапочкам фес и манжетам пришивалась подкладка.

Подводя итоги, следует отметить, что все рассмотренные виды, формы, традиционные техники шитья и декора манжет достаточно широко представлены в коллекции крымскотатарского традиционного костюма из фондов Бахчисарайского музея-заповедника. Часть манжет демонстрируется непосредственно на самих платьях, часть экспонируется отдельно. Основная часть манжет относится к концу XVIII-XIX вв. и является ценным источником по этнографии и культуре крымских татар.

Ст.н.с. МИККТ БИКАМЗ,

Чубукчиева Ленара